Операторы телефонных сетей не могут приветствовать появление IP-телефонии, так как передача речи по Интернет неизбежно вынудит их снижать тарифы на междугородние и международные разговоры, (что приведет к прямому сокращению их доходов), или осваивать новый (в чем-то рискованный) вид бизнеса. Некоторые американские операторы, например, пытались добиться запрета IP-телефонии через Федеральную комиссию связи, однако получили отказ. Складывающаяся ситуация вынуждает их готовится к конкуренции со стороны ITSP и активно изучать IP-телефонию, хотя применять эту технологию в настоящий момент они пока не планируют.
Извлечь прибыль за счет предоставления услуг доступа к шлюзам сейчас могут многие, в том числе российские провайдеры Интернет, которые уже готовы к предоставлению услуг IP-телефонии.
Как сообщает Телеком-Форум, по оценкам исследовательской фирмы Analysys, к
2003 году около 36% телефонного трафика будет передаваться через сеть Интернет. Пока доходам операторов телефонных сетей ничто не угрожает, так как основная
доля оборудования и программного обеспечения IP-телефонии приходится на
квартирный сектор. Однако эксперты консалтинговой компании Pulver прогнозируют,
что к 1999 году корпоративный рынок захватит большую часть рынка IP-телефонии.
На диаграмме показаны темпы распределения рынка IP-телефонии между сегментами
потребительского рынка.
В 1996 году производителями оборудования и поставщиками услуг IP-телефонии
(среди которых такие компании, как Cisco, Dialogic, Microsoft, Nortel, VocalTec)
был создан Форум VoIP (Voice over IP), в задачи которого входит разработка
индустриальных стандартов.
Российские компании начинают интересоваться IP-телефонией. В России создана ассоциация независимых провайдеров ITSP, организатором которой является фирма "ИнкомТел". В ассоциацию входят российские и зарубежные провайдеры, а также компании из более чем семидесяти городов России, планирующие заняться предоставлением услуг IP-телефонии.
Для создания корпоративной IP-телефонной сети необходимоустановить специальное шлюзовое оборудование (Voice Gateway), соединив офисные УПАТС через сеть Internet . эксплуатации. При этом обычный провайдер услуг сети Internet не сможет гарантировать предоставление требуемой полосы пропускания, так как по каналу передаются и данные и речь.
Во избежании подобных проблем выгоднее всего воспользоваться услугами ITSP. Провайдеры IP-телефонии гарантируют не только доступ к шлюзовому оборудованию, но и необходимую полосу пропускания.
ITSP предоставляют возможности для вызовов следующих типов:
"От телефона к телефону". Вызов идет с обычного телефонного аппарата к комплекту оборудованию ITSP и через сеть Internet доходит до другого ITSP, который осуществляет обратные преобразования. | |
"От компьютера к телефону". Для компании предпочтительнее установить на каждое автоматизированное рабочее место локальной сети программное обеспечение IP-телефонии и микрофон (большинство современных ПК уже имеют звуковые адаптеры и акустические системы) и подключить локальную сеть к ITSP. | |
"От WEB браузера к телефону". С развитием Internet стал популярен поиск деловых партнеров через сеть. На WEB-узле компании, в области информации о контактах размещается кнопка "Вызов", нажав на которую можно осуществить речевое соединение с компанией. Это удобно для деловых людей, не расстающихся со своими портативными компьютерами, или для пользователей, обращающихся в центры технической поддержки за консультациями. Стоимость такого звонка для вызывающего пользователя равна стоимости подключения к провайдеру Internet. |
Рассмотрим процесс речевого диалога в системе Интернет с информационной точки зрения. Этот процесс имеет следующие три фазы:
Соединение абонентов | |
Обмен информацией | |
Разъединение абонентов |
Во время исполнения первой и третьей фаз передаются только управляющие данные и при этом происходит установление соединения. На протяжении второй фазы абоненты обмениваются как управляющими так и информационными данными.
Источником информационных данных является речевой сигнал, возможной моделью которого является нестационарный случайный процесс. В первом приближении можно выделить следующие типы сигнальных фрагментов: вокализированные, невокализированные, переходные и паузы. При передаче речи в цифровой форме, т.е. в виде последовательности чисел, каждый тип сигнала при одной и той же длительности и одинаковом качестве требует различного числа двоичных единиц (бит) для кодирования и передачи. Следовательно, скорость передачи разных типов сигнала также может быть различной. Отсюда следует важный вывод: передачу речевых данных в каждом направлении дуплексного канала разумно рассматривать как передачу асинхронных логически самостоятельных фрагментов цифровых последовательностей (транзакций) с блочной (дейтаграммной) синхронизацией внутри транзакции, наполненной блоками различной длины.
Описанная модель речевого сигнала является базисной для изучения (анализа)и построения (синтеза) IP-телефонных систем. Асинхронность же транзакций позволяет с одной стороны оптимизировать трафик за счет снижения средней скорости передачи и с другой - за счет относительной свободы в воспроизведении каждой транзакции скомпенсировать неидеальности канала передачи. В связи с изложенным обсуждаемая информационная модель речевого сигнала позволяет изменить стандартную постановку задачи конструирования кодека речевого сигнала для систем IP-телефонии. В отличие от традиционных обсуждаемые кодеки целесообразно строить с переменной скоростью. Этот вопрос мы подробнее рассмотрим в разделе, посвященном речевым кодекам.
Несомненно, что Internet-телефония будет развиваться. По данным недавнего исследования, проведенного компанией Killen & Associates, объем мирового рынка коммутирующего, передающего и другого сопутствующего оборудования для Internet-телефонии достигнет к 2001г. 1 млрд. дол. В этом исследовании под названием "Голос в Internet: возможности и угрозы" ("Internet Voice: Opportunities and Threats") рассмотрено влияние Internet-телефонии на оборудование, ПО и предлагаемые услуги. А пользователи, которым хотелось бы платить за телефонные звонки на большие расстояния поменьше и получить при этом новые возможности, будут подстегивать этот рост. Стоит отметить, что:
Вот-вот выйдет следующая версия VocalTec Telephony Gateway, в которой добавлена поддержка пересылки факсимильных сообщений, включена биллинговая система, добавлена поддержка линии Т-1.
Выходят даже книги по Internet-телефонии, например, в августе 1996 года появилась книга Эда Маргулиса (Ed Margulies) "Understanding the VOICE-ENABLED INTERNET", где описаны большинство программ Internet-телефонии, дается обзор Internet-телефонии в общем, описаны стандарты и приведено еще много другой полезной информации. Несмотря на то, что книга только-только появилась, она уже немного устарела и не содержит описания последних достижений в области Internet-телефонии, в частности в ней не описана программа VocalTec Telephony Gateway, т.к. она появилась после выхода в свет книги.
Появляются новые организации, призванные способствовать развитию Internet-телефонии, например, совсем недавно образована коалиция Voice Over IP (VoIP) Forum, состоящая из почти 40 компаний. Цель этой коалиции состоит в создании и распространении технических стандартов на продукты Internet-телефонии, включая оборудование, программное обеспечение и сетевые средства. Инициаторами создания VoIP Forum стали гигант сетевой индустрии компания Cisco Systems и фирма VocalTec, специализирующаяся на ПО для Internet-телефонии. В VoIP также вошли компании Dialogic, 3Com, Creative Labs, Micom Communications, Microsoft, Nortel, Nuera Communications, Vienna Systems, Voxware, U.S.Robotics и др. Не стоит думать, что телефония через Internet вытеснит обычную. Дело тут даже не в том, что традиционные телефонные компании пытаются бороться с Internet-телефонией, просто никогда Internet-телефония не будет давать такое же качество передаваемого звука, как это могут предоставить телефонные компании. В любом случае неизбежно будут задержки, а если качество канала будет опускаться ниже минимально допустимого, будут теряться голосовые пакеты. Скорее Internet-телефония - это способ сократить затраты на удаленные телефонные переговоры в случае, когда не очень важно качество звука.
Регулировать телефонные звонки через Internet практически невозможно, так уж устроена сеть сетей. С другой стороны, традиционный телефонный сервис регулируется очень жестко. Во многих странах монополистом на предоставление телефонных услуг является государство. Развитие Internet-телефонии усилило беспокойство поставщиков традиционных услуг по всему миру, многие из которых начали искать защиту от новой технологии посредством регулирования. Так, например, в США Американская Ассоциация Поставщиков Телекоммуникационных Услуг (America's Carriers Telecommunications Association, ACTA), являющаяся объединением мелких и средних провайдеров телефонии, 4 марта 1996 года подала петицию в Федеральную Комиссию по Связи (Federal Communications Commission, FCC) с предложением к FCC, чтобы та взяла под свой контроль распространение программных продуктов, позволяющих совершать телефонные звонки через Internet. ACTA "просит FCC остановить компанию по продаже ПО и оборудования, делающих возможным использование Internet для осуществления удаленных вызовов". Председатель FCC Ред Хант (Reed Hundt) так прокомментировал петицию ACTA в июне 1996:
"... потому, что Internet изменяет все наши представления об общении, это ... дает нам возможность изменить всю нашу коммуникационную политику."
"Так что наша политика содействовать, облегчать, поощрять или по крайней мере избегать сдерживания."
"Я также настоятельно склонен верить, что правильный ответ [на петицию ACTA] в настоящее время – не чинить ограничения для поставщиков программного обеспечения или пытаться судить Internet-телефонию по тем же самым правилам, которые применяются к обычным поставщикам традиционной передачи голоса, использующих коммутацию каналов. Передача голоса в Internet - только специфический вид данных ... (выделено мной А.А.) Я не могу вообразить, что мы имеем возможность тратить время, чтобы следить за всеми битами, передающимися через Internet, чтобы отделить "приемлемые" пакеты данных от "недопустимых" речевых пакетов. Более важно, мы не должны искать способы судить новые технологии по старым правилам. Вместо этого, мы должны попробовать изменить старые правила так, чтобы, если эти новые технологии действительно лучше, они процветали на рынке. В течение многих лет некоторые инженеры говорили нам, что передача голоса через сеть с коммутацией пакетов невозможна. Задержки, возникающие при передаче голоса, слишком велики, говорили они, и никогда не будет получено приемлемое качество. Хорошо, теперь становится возможным уменьшить задержки, так как первые коммерческие программы стали доступными и качество быстро улучшилось. Меньше всего мы хотим остановить это усовершенствование беспечным регулированием."
Таким образом в США передача голоса через Internet теперь официально не запрещена. Несмотря на это, в то время как много стран будут брать пример при определении политики в области регулирования передачи голоса через Internet с США, многие страны будут решать эту проблему собственным способом.
В России новые технологии только появляются. Многие уже используют возможность снизить затраты на дальние переговоры. Но скорее, пока это только модная игрушка, когда эта возможность используется чтобы бесплатно поболтать с кем-нибудь, кто находится очень далеко, а потом рассказывать об этом. Поэтому страсти, которые бушевали на западе, обошли Россию стороной. Пока не было прецедентов, чтобы кто-то решил предоставлять такую услугу, как дешевые междугородные (или даже международные) звонки. Соответственно поэтому пока и не было связанных с этим скандалов, судебных разбирательств и т.п.