В последние годы бурный рост числа систем передачи данных привел к тому, что многие привычные потребительские услуги предоставляются теперь по-новому: электронная почта заменила традиционную бумажную, электронная коммерция позволяет заказывать и оплачивать товары не выходя из дому, и т.д. Одно из компьютерных приложений - IP-телефония - уже начинает составлять конкуренцию традиционным операторам телефоной связи. Чем же она привлекает потребителей и провайдеров?
Компьютерная телефония - новая отрасль, возникшая в середине 80-х на стыке компьютерных и телефонных технологий. Это - открытая технология на базе плат расширения для персонального компьютера, позволяющая строить как очень крупные, так и совсем небольшие системы. Основные области применения компьютерной телефонии таковы:
1.Компьютерное управление телефонными соединениями: интеллектуальная коммутация, интеллектуальное распределение телефонных вызовов, согласование телефонных линий.
2. Голосовой диалог телефонного абонента с информационными компьютерными системами: информационно-справочные системы, системы "электронного офиса', системы приема заказов по телефону.
3. Компьютерный контроль телефонных вызовов: запись на диск
телефонных переговоров, системы массового оповещения.
4. internet-тепефония: выход через internet в телефонные сети с общим доступом,
передача факсимильных сообщений через internet.
Законодателем мод в этой отрасли промышленности является американская корпорация Dialogic. Именно она первой начала выпускать гибкое модульное оборудование на базе стандартов, значительно потеснившие с рынка крупные закрытые системы/ существовавшие с начало 70-х годов. Открытость стандартов, лежащих в основе технологии, позволяет легко надстраивать системы - купив для начало минимальную конфигурацию, организация может в дальнейшем приобретать необходимые плоты и расширять возможности программного обеспечения. Все это обусловило лавинообразное развитие новой отросли во всем мире.
Годовой оборот компьютерной телефонии достиг 6.4 млрд.
долларов при среднегодовом росте 19%. Ведущие мировые производители телефонных и
компьютерных систем такие, как AT&T/ IBM, Microsoft и другие, поддерживают
существующие стандарты и участвуют в разработке новых. Издаются
специализированные книги и журналы, проводятся всемирные выставки, конференции и
форумы, целиком посвященные компьютерной телефонии.
Новая технологий пришла и в нашу страну. В России системы компьютерной телефонии
уже используются в таких организациях, как городские телефонные станции
(оповещение должников, звонки по корточкам), банки, авиа- и туристические
компании (информационные системы сообщают о состоянии счета и новых услугах),
офисы (электронный секретарь, голосовая почто), опасные производство, службы
охраны, УВД, медицинские и военные учреждения ("черный ящик", экстренное
оповещение), пэйджинговые и сотовые компании (голосовая почто, оповещение
должников), операторы телефонных услуг (CallBack), поставщики телефонных станций
(конвертация цифровых протоколов), infernet-провайдеры. Даже этот отнюдь не
претендующий но полноту список свидетельствует о том, что на российском рынке
появилась еще одна новая технология, обещающая занять заметное место в жизни
многих организаций и фирм.
Основным производителем плат компьютерной телефонии (Computer Telephony Integration - CTI) является американская компания Dialogic. Именно эта компания первой создала модульный набор плат расширения для систем компьютерной телефонии на базе открытого стандарта. В настоящее время таким стандартом является SCSA (Signal Computing System Architecture).
На современном уровне развития телекоммуникационных систем достигнута возможность организовывать передачи речевой информации в реальном масштабе времени. Тенденция организации телефонных разговоров по сетям передачи данных нашла развитие в концепции CTI (Computer Telephone Integration, CTI), в рамках которой концепции рассматривается большое число услуг. Но самой интересной или, вернее наиболее выгодной представляется IP-телефония, так как при ее реализации пользователям предлагаются услуги телефонной связи при значительном сокращении их расходов на телефонные разговоры.
IP-телефония начиналась с масштабов корпоративной сети. В процессе развития деловой активности практически каждая компания сталкивалась с необходимостью создания собственной корпоративной телефонной сети, до недавнего времени выбирая из двух вариантов: создание собственных линий связи или аренда телефонных линий и номеров у оператора телефонной связи.
Первый вариант приемлем для крупных компаний, которые могут
позволить себе значительные финансовые затраты на создание собственных линий
связи и служб их эксплуатации и ремонта. Кроме этого, приходиться тратить
средства на обучение персонала, который должен приводить конфигурацию
оборудования.
Второй вариант подходит для небольших компаний, ведь в случае использования
номерной емкости оператора им не приходится создавать дополнительные службы.
Эксплуатацию и конфигурирование осуществляет оператор телефонной сети. Но этот
способ, не требующий крупных единовременных капитальных вложений, зачастую
приводил к тому, что оплата междугороднего, и тем более международного трафика
через некоторое время превышала стоимость создания корпоративной телефонной
сети. Данный путь также не всегда позволяет создать собственную систему
нумерации.
Появившаяся не так давно третья возможность - IP-телефония - это способ организовать корпоративную телефонную сеть, не вкладывая значительные средства в создание линий связи и сокращая расходы на оплату телефонных услуг. Однако стоимость оборудования IP-телефонии все же достаточно велика для отдельной компании. Кроме того, существует ряд юридических и организационных проблем при его подключении к телефонным сетям. Вот почему на рынке телефонных услуг появилась новая категория операторов-провайдеров - ITSP (Internet Telephony Service Provider), - предлагающих услуги по взаимодействию пользователей сети Интернет с абонентами телефонных сетей.