- В последнее время концепция "электронных
магазинов" становится все более популярной за рубежом. Обычно "электронный
магазин" представляет собой Web-site на котором имеется каталог товаров,
виртуальная "тележка" покупателя, на которую "собираются" товары, а также
средства оплаты - по предоставлению номера кредитной карточки по сети Internet
или по телефону. Отправка товаров покупателям осуществляется по почте или,
в случае покупки электронных товаров (например, программного обеспечения)
по каналам электронной почты или непосредственно через Web-site по сети
Internet.
- Другим новым направлением
электронной коммерции стала аренда различного программного обеспечения
и так называемые "микроплатежи" - когда за использование какого-либо
компонента программного комплекса с пользователя берется символическая
плата (несколько центов). Этот вид бизнеса получил развитие в связи с широким
распространением технологии Java, предполагающей, что необходимые для выполнения
задач программные компоненты подкачиваются по сети непосредственно с Web-сервера.
- Традиционной услугой в области
электронной коммерции является продажа информации, например, подписка
на базы данных, функционирующие в режиме on-line. Этот вид услуг уже достаточно
распространен в России, например, базы данных "Гарант-Парк", "Россия-он-Лайн"
и др.
- Наконец сегодня начинает набирать
обороты новый вид электронной коммерции - электронные банки. Среди
основных преимуществ электронных банков можно отметить относительно низкую
себестоимость организации такого банка (не нужно арендовать престижные
здания, не нужны хранилища ценностей и т.д.) и широчайший охват клиентов
(потенциальным клиентом электронного банка является практически любой пользователь
Internet). За счет этого электронный банк может предоставлять клиентам
более выгодные, чем у обычного банка проценты, и предоставлять за более
низкую плату больший спектр банковских и других услуг. Естественно, что
электронный банк имеет собственные системы безопасности и защиты электронной
информации, такие, как специальные карточки - генераторы случайных паролей,
синхронизируемых с паролем на банковском сервере. Это позволяет создавать
уникальный пароль при каждом обращении клиента к банковскому серверу. Другой,
менее дорогостоящий подход, связан с использованием персональных смарт-карт,
также позволяющих генерировать сессионные ключи. Для большей степени защиты
дополнительно могут использоваться и средства биометрической идентификации
пользователя.