МСЭ-Т начал работу по вопросам исследования и стандартизации
взаимодействия между сетями связи и сетями, работающими по протоколу
IP, в
рамках работ по созданию Глобальной информационной инфраструктуры GII
(Global Informational Infrastructure) только в 1998 году. Предполагается,
что работа будет проводиться в тесном сотрудничестве с
IETF.
С целью ускорения разработки промышленных стандартов ведущие
производители оборудования и программного обеспечения IP-телефонии в 1996
г. объединились в неформальную организацию Форум Voice Over IP
(VOIP Forum). Инициатором создания форума стали компании Cisco и VocalTec. В Форум вошли такие
компании, как Dialogic, 3Com, Creative Labs, Micom Communications,
Microsoft, Nortel, Vienna Systems, U.S.Robotics и другие.
Форум предлагает для аналого-цифрового преобразования речи использовать
алгоритмы кодирования, определенные в Рекомендациях МСЭ-Т G.723 и G.729.
Для поддержки качества передачи речи в сетях IP Форум рекомендует
использовать протокол RSVP, а для управления очередями - метод
WFQ.
Указанные выше способы решают проблему обеспечения качества передачи
речи и не определяют взаимодействие оборудования IP-телефонии при
предоставлении услуги. Для сценариев "телефон-телефон",
"компьютер-телефон" необходимо иметь протоколы, обеспечивающие нахождение
ближайшего шлюза, взаимодействие шлюзового оборудования, а также
возможность создания пользователем приложений, реализующих собственные
варианты услуги. Разработкой таких протоколов в настоящее время занимается
IETF.
Рис. 1. Стандарты для кодирования аудиосигналов
В настоящий момент времени отсутствуют международные рекомендации или
стандарты, разработанные специально для IP-телефонии. В тоже время для
обеспечения совместимости оконечного оборудования и шлюзов различных
поставщиков в качестве базового стандарта используется Рекомендация МСЭ-Т H.323, утвержденная в феврале 1998 г.
Она регламентирует характеристики системы мультимедиа для сети с
коммутацией пакетов. Рекомендация определяет набор стандартов для
кодирования аудио и видео сигналов и протоколов управления каналами
передачи (рис. 1).
Согласно Рекомендации H.323 для преобразования речевой информации могут
применяться алгоритмы, определенные в Рекомендациях МСЭ-Т: G.711, G.722,
G.723, G.728 и G.729.
Рекомендации МСЭ-Т G.711 и G.722 определяют только способ
аналого-цифрового преобразования без сжатия.
Рекомендация МСЭ-Т G.722 предназначена для кодирования
спектра частот до 7 кГц, который превышает ширину канала ТЧ. Поэтому
она не может применяться в сценариях, предусматривающих взаимодействие
компьютера с телефонным аппаратом.
Для сжатия речи Рекомендация МСЭ-Т H.323 предусматривает использование
нескольких алгоритмов кодирования речевой информации. Они определены в
Рекомендациях МСЭ-Т: G.723, G.728, G.729.
Кодирование речевой информации согласно Рекомендации МСЭ-Т G.723
обеспечивает преобразование речевого потока 64 кбит/c в поток 6,3 или 5,3
кбит/c.
Кодирование речевой информации согласно Рекомендации МСЭ-Т G.728
обеспечивает преобразование речевого потока 64 кбит/c в поток 16 кбит/c и
менее с малым временем задержки.
Кодирование речевой информации согласно Рекомендации МСЭ-Т G.729
обеспечивает преобразование речевого потока 64 кбит/c в поток 8 кбит/c.
Регулирование
Рост популярности приложения "телефон-телефон" вызывает негативную
реакцию со стороны операторов дальней связи. Она вызвана двумя причинами.
Первая причина заключается в том, что IP-телефония вызывает
естественный отток нагрузки у операторов дальней связи, что ведет к
сокращению их доходов. Например, по прогнозам зарубежных экспертов,
ожидается, что AT&T к 2001 г. может
потерять от $620 до $950 млн.
Вторая причина заключается в том, что при внедрении IP-телефонии
увеличивается продолжительность разговора. По данным Федеральной комиссии
по связи FCC (Federal Communications
Commission) США, обычный телефонный разговор длится 5-7 минут, а
продолжительность разговора с использованием IP-телефонии составляет от 17
до 21 минут.
По этим причинам Ассоциация американских операторов сетей связи
America's Carriers Telecommunication Association (АСТА) США, в которую
входят такие известные компании как Sprint и MCI, неоднократно обращалась
с жалобами в FCC. Ассоциация АСТА требовала применения для компаний,
разрабатывающих продукты и предоставляющих услуги IP-телефонии, тех же
регулирующих норм и правил, что и для операторов телефонных сетей. Члены
АСТА в своих жалобах указывают на то, что реализация услуг IP-телефонии
приводит к деформации сложившегося рынка телефонных услуг, так как при
действующей системе расчетов между операторами и компаниями-поставщиками
услуг Интернет ISP (Internet Service Provider) соответствующие реальные
затраты не поддаются оценке и не могут быть отнесены на счет ISP.
Несмотря на обоснованность претензий АСТА, данная жалоба не была
удовлетворена FCC, поскольку в соответствии с американским
законодательством IP-телефония относится к улучшенным услугам (exhanced
services), для реализации которых используются компьютерные приложения.
Регулирование улучшенных услуг, по мнению FCC, будет сдерживать развитие
компьютерных приложений. Таким образом вопрос, на сегодня, остался
открытым.
Позиция же Европейского Союза (ЕС) заключается в том, что передача речи
по Интернет пока не может рассматриваться как телефонная услуга, а только
как дополнительная, и поэтому не может регулироваться аналогично
телефонной услуге. Свою позицию ЕС аргументирует тем, что телефонные
услуги, предоставляемые через Интернет, по качеству пока не соответствуют
требованиям, предъявляемым к услугам телефонной связи в ТФОП. В то же
время ЕС признает, что по мере развития рынка услуг Интернет критерии
оценки могут быть пересмотрены.
Данную позицию развивает ассоциация ETNO (European Public
Telecommunications Network Operators Association), которая считает, что
предоставление услуг передачи речи по Интернет может регулироваться в
технических аспектах, таким же образом, как деятельность операторов
телефонных сетей. ETNO предлагает в целях регулирования рассматривать
отдельно два сценария передачи речи по Интернет: "компьютер - компьютер" и
"телефон - телефон".
Первый сценарий не относится к услугам ТФОП.
Второй сценарий, несмотря на отсутствие адекватных стандартных
протоколов и низкое качество, которое может удовлетворить немногих
пользователей, можно рассматривать как полноценную телефонную услугу,
аналогичную услуге телефонной связи, предоставляемой ТФОП.
Как было отмечено ранее, комплекс стандартов H.323 обеспечивает
базис для мультимедийных коммуникаций в сетях с негарантированным качеством
обслуживания. Одним из наиболее активно развиваемых здесь направлений является
так называемая IP- или Internet-телефония (часто данные термины используются
взаимозаменяемо, хотя это и не вполне верно).