Начало интернет-телефонии было положено в 1995 году, когда израильская
компания VocalTec (http://www.vocaltec.com/) выпустила первую программу для
голосовой связи через Интернет VocalTec Internet
Phone. Появился интерес к
возможности речевого общения в реальном времени между пользователями
подключенных к Сети персональных компьютеров, оснащенных звуковыми платами и
микрофонами. Стали появляться аналогичные продукты других фирм. На этом этапе
развития IP-телефония базировалась на клиентских программах и реализовывалась по
схеме PC — PC.
Механизм требовал знания IP-адресов и наличия у пользователей программы
одного производителя. Затраты по данной схеме составляли лишь стоимость
интернет-соединения на время разговора, а при постоянном подключении
теоретически равнялись нулю. В данном случае не требуется никаких дополнительных
аппаратных средств и услуг сторонних операторов
IPT. Пропускная способность
каналов к моменту появления первых программ в основном была невысока, а
применение алгоритмов сжатия речевого сигнала ограничивалось аппаратными
ресурсами процессоров. Кроме того, для пакетной передачи изначально свойственны
задержки и пропажи данных, что, конечно, не позволяло приблизиться к качеству и
надежности обычной телефонии. Некоторое время IP-телефония представлялась
большинству лишь забавной игрушкой любительского уровня.
Однако каналы Интернета расширялись, модемы ускорялись, а мощность
процессоров росла с невероятной быстротой. Наиболее прозорливые разработчики
почувствовали серьезный коммерческий потенциал
IPT. Возникла идея использовать в
качестве оконечного устройства обычный телефон. И снова впереди всех оказалась
VocalTec. В 1996 году в результате совместного проекта с корпорацией Dialogic
(http://www.dialogic.com/)
была выпущена в коммерческую продажу программа VocalTec Telephony Gateway
(VTG),
которая в своей работе использовала многоканальные голосовые платы Dialogic в
качестве интерфейса с обычными телефонными линиями. Платы вставляются в разъемы
ISA, реализуя таким образом конфигурацию ТФ — ТФ.
табл.1: тарифы "Ростелекома"
(ММТ) на звонки из Санкт-Петербурга
и расходы на аналогичные звонки через
некоторых операторов IPT.
Телефонный оператор
Соедине- ние
Москва
Велико- британия
США
Австра- лия
Тель- Авив
С.-Петер- бург
ММТ (из С.- Петербурга)
4,03 р.
14,87 р.
26,27 р.
-
-
-
Net2Phone
PC - Тф
$0,47
$0,10
$0,10
$0,10
$0,10
$0,47
Delta Three
PC - Тф
$0,19
$0,10
$0,10
$0,10
$0,10
-
Тф - Тф
$0,26
$0,15
$0,15
$0,14
$0,22
-
Tario
PC - Тф
-
$0,25
$0,27
$0,33
$0,70
-
Тф - Тф
-
7,00 р.
11,00 р.
12,00 р.
5,00 р.
2,40 р.
TRACK
PC - Тф
$0,12
-
-
-
-
$0,08
Тф - Тф
-
$0,29
$0,25
-
-
-
Требования VTG к ширине канала, достаточной для разговора одного
пользователя, уменьшились до 11 Кбит/с во многом за счет сжатия речи платой
Dialogic. Программно-аппаратные комплексы, выполняющие роль шлюзов между
Интернетом и телефонными сетями, получили название "телефонные серверы" (в
английской терминологии — Telephony Gateway, TG). С их появлением наступил
следующий этап, характеризующийся развитием сетей провайдеров интернет-телефонии
(Internet Telephony Service Provider, ITSP), которые, имея связь с местными
телефонными сетями общего пользования, дали доступ к услугам IPT не только
корпоративным клиентам, но и простым бескомпьютерным гражданам.
В 1997 году перспективы IP-телефонии стали очевидны, и масштаб обсуждений
вопросов этой сферы во многих странах достиг законодательного уровня. Появились
специализированные периодические издания по
IPT, такие как Internet Telephony
Magazine (www.tmcnet.com/it) и CTI Magazine (www.ctimag.com/cti).
В России наиболее активным популяризатором интернет-телефонии является
компания CompTek (http://www.comptek.ru/), которая также занимается поставкой
оборудования, программного обеспечения и технической поддержкой данного
направления. Координацию деятельности российских провайдеров IP-телефонии,
выработку рекомендаций по техническим и качественным параметрам осуществляет
рабочая группа "Интернет-телефония", созданная при Ассоциации документальной
электросвязи (АДЭ) год назад. С деятельностью группы можно ознакомиться на www.comptek.ru/iptelephony/index.html.
Как уже было сказано, развитие IP-телефонии началось с обеспечения
возможности общения между пользователями сети Интернет.
Однако, передача речи в интерактивном режиме между двумя компьютерами,
подключенными к сети Интернет, представляет собой лишь один из возможных
сценариев IP-телефонии.
Второй сценарий предусматривает взаимодействие компьютера,
подключенного к сети Интернет, и телефонного аппарата ТФОП.
Третий сценарий определяет взаимодействие двух абонентов ТФОП,
пользующихся только телефонными аппаратами, при этом сеть Интернет
используется как транспортная среда между узлами коммутации ТФОП.
Благодаря последнему сценарию IP-телефония как раз и приобрела
скандальную известность, так как в нем предусматривается организация
междугородной и международной связи в обход существующих телефонных сетей
общего пользования.
При передаче речевой информации через сеть Интернет должны быть решены
две задачи: