Развитие IP-телефонии

Начало интернет-телефонии было положено в 1995 году, когда израильская компания VocalTec (http://www.vocaltec.com/) выпустила первую программу для голосовой связи через Интернет VocalTec Internet Phone. Появился интерес к возможности речевого общения в реальном времени между пользователями подключенных к Сети персональных компьютеров, оснащенных звуковыми платами и микрофонами. Стали появляться аналогичные продукты других фирм. На этом этапе развития IP-телефония базировалась на клиентских программах и реализовывалась по схеме PC — PC.

Механизм требовал знания IP-адресов и наличия у пользователей программы одного производителя. Затраты по данной схеме составляли лишь стоимость интернет-соединения на время разговора, а при постоянном подключении теоретически равнялись нулю. В данном случае не требуется никаких дополнительных аппаратных средств и услуг сторонних операторов IPT. Пропускная способность каналов к моменту появления первых программ в основном была невысока, а применение алгоритмов сжатия речевого сигнала ограничивалось аппаратными ресурсами процессоров. Кроме того, для пакетной передачи изначально свойственны задержки и пропажи данных, что, конечно, не позволяло приблизиться к качеству и надежности обычной телефонии. Некоторое время IP-телефония представлялась большинству лишь забавной игрушкой любительского уровня.

Однако каналы Интернета расширялись, модемы ускорялись, а мощность процессоров росла с невероятной быстротой. Наиболее прозорливые разработчики почувствовали серьезный коммерческий потенциал IPT. Возникла идея использовать в качестве оконечного устройства обычный телефон. И снова впереди всех оказалась VocalTec. В 1996 году в результате совместного проекта с корпорацией Dialogic (http://www.dialogic.com/) была выпущена в коммерческую продажу программа VocalTec Telephony Gateway (VTG), которая в своей работе использовала многоканальные голосовые платы Dialogic в качестве интерфейса с обычными телефонными линиями. Платы вставляются в разъемы ISA, реализуя таким образом конфигурацию ТФ — ТФ.

табл.1: тарифы "Ростелекома" (ММТ) на звонки из Санкт-Петербурга и расходы на аналогичные звонки через некоторых операторов IPT.

Телефонный оператор Соедине-
ние
Москва Велико-
британия
США Австра-
лия
Тель-
Авив
С.-Петер-
бург
ММТ (из С.-
Петербурга)
  4,03 р. 14,87 р. 26,27 р. - - -
Net2Phone PC - Тф $0,47 $0,10 $0,10 $0,10 $0,10 $0,47
Delta Three PC - Тф $0,19 $0,10 $0,10 $0,10 $0,10 -
  Тф - Тф $0,26 $0,15 $0,15 $0,14 $0,22 -
Tario PC - Тф - $0,25 $0,27 $0,33 $0,70 -
  Тф - Тф - 7,00 р. 11,00 р. 12,00 р. 5,00 р. 2,40 р.
TRACK PC - Тф $0,12 - - - - $0,08
  Тф - Тф - $0,29 $0,25 - - -

Требования VTG к ширине канала, достаточной для разговора одного пользователя, уменьшились до 11 Кбит/с во многом за счет сжатия речи платой Dialogic. Программно-аппаратные комплексы, выполняющие роль шлюзов между Интернетом и телефонными сетями, получили название "телефонные серверы" (в английской терминологии — Telephony Gateway, TG). С их появлением наступил следующий этап, характеризующийся развитием сетей провайдеров интернет-телефонии (Internet Telephony Service Provider, ITSP), которые, имея связь с местными телефонными сетями общего пользования, дали доступ к услугам IPT не только корпоративным клиентам, но и простым бескомпьютерным гражданам.

В 1997 году перспективы IP-телефонии стали очевидны, и масштаб обсуждений вопросов этой сферы во многих странах достиг законодательного уровня. Появились специализированные периодические издания по IPT, такие как Internet Telephony Magazine (www.tmcnet.com/it) и CTI Magazine (www.ctimag.com/cti).

В России наиболее активным популяризатором интернет-телефонии является компания CompTek (http://www.comptek.ru/), которая также занимается поставкой оборудования, программного обеспечения и технической поддержкой данного направления. Координацию деятельности российских провайдеров IP-телефонии, выработку рекомендаций по техническим и качественным параметрам осуществляет рабочая группа "Интернет-телефония", созданная при Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) год назад. С деятельностью группы можно ознакомиться на www.comptek.ru/iptelephony/index.html.

Как уже было сказано, развитие IP-телефонии началось с обеспечения возможности общения между пользователями сети Интернет.

Однако, передача речи в интерактивном режиме между двумя компьютерами, подключенными к сети Интернет, представляет собой лишь один из возможных сценариев IP-телефонии.

Второй сценарий предусматривает взаимодействие компьютера, подключенного к сети Интернет, и телефонного аппарата ТФОП.

Третий сценарий определяет взаимодействие двух абонентов ТФОП, пользующихся только телефонными аппаратами, при этом сеть Интернет используется как транспортная среда между узлами коммутации ТФОП.

Благодаря последнему сценарию IP-телефония как раз и приобрела скандальную известность, так как в нем предусматривается организация междугородной и международной связи в обход существующих телефонных сетей общего пользования.

При передаче речевой информации через сеть Интернет должны быть решены две задачи:

 

Назад                 Содержание                 Далее

Hosted by uCoz