Сегодня 43% семей в США по крайней мере раз в год пользуется автоматизированной службой прямых платежей; здесь кроется солидный потенциал для рынка электронной оплаты счетов. В связи с медленным ростом заинтересованности потребителей разработчики решений IBPP и биллинговые компании приложили немало усилий к переносу операций со счетами в интерактивную среду, но меньше внимания уделяли тому, чтобы электронные платежи вошли у потребителя в привычку. Маловероятно, чтобы изрядная часть населения вдруг сама решила в один прекрасный день начать оплачивать счета через Internet. Биллинговые компании должны осознать, что 66—75% общих расходов, требуемых для реализации электронного представления счетов, составляет, возможно, лишь 20% тех усилий, которые необходимо предпринять для того, чтобы это представление вошло в обыденную практику.

Хотя по данным 2002 года в проведенных исследованиях число потребителей, которые к 2003 г. будут оплачивать счета через Internet, оценивается в 24%, компания Current Analysis полагает, что их наберется лишь 6%. Но и это заметный прогресс по сравнению с нынешними 2%. Организации, освоившие технологию управления взаимоотношениями с клиентами CRM, добьются наибольших успехов в привлечении потребителей к интерактивным средствам оплаты. Биллинговым компаниям, не столь сведущим в CRM, IBPP не поможет. Они должны понять, что средства IBPP необходимо развивать как часть общей стратегии, которая позволяла бы координировать работу их реальных и виртуальных каналов, способствуя популяризации технологии. Биллинговым компаниям придется направить значительные объемы маркетинговых ресурсов на распространение новой практики электронных платежей.

Достоинства IBPP как основного приложения для CRM неоспоримы. Некоторые крупные организации оценивают срок окупаемости решения IBPP в 8—10 лет, исходя из расчетов предполагаемой экономии, достигаемой за счет автоматизации обработки бумажных счетов. Перспективы обретают еще более привлекательный вид, если учесть потенциальные доходы, которые способны принести оптовые и перекрестные продажи, а также привязанность клиентов.

Оплата текущих счетов — это, пожалуй, самая актуальная услуга отрасли. Интерактивные средства представления счетов, используемые в сочетании со службами аутентификации, могут сыграть роль шлюза, открывающего доступ к приложениям и услугам управления бухгалтерскими счетами в таких областях, как страхование, операции с закладными, брокерские операции и обслуживание кредитных карточек. Тот же самый механизм предоставления платежных счетов и услуг можно распространить и на мобильную коммерцию, например в виде транзакций на базе протоколов WAP и GPRS. По существу, с помощью IBPP сферу электронной коммерции можно преобразовать в более сложную операционную среду, реализующую более стройную и функциональную Internet-экономику.

Нарисованная здесь картина, изображающая ситуацию на рынке, — это не академическая схема. Чтобы определить, какие каналы, стандарты, производители и провайдеры позволят обеспечить максимально широкую рассылку счетов, биллинговые компании должны тщательно оценить нынешний и будущий статус всех перечисленных составляющих своего бизнеса. После того же, как электронный доступ к содержимому счетов открыт, компаниям необходимо энергично приниматься за рекламную поддержку своих услуг и реализацию программ материального стимулирования клиентов.

УСЛУГИ «БИЗНЕС-БИЗНЕС»

В отличие от рынка «бизнес-потребитель», рынок «бизнес-бизнес», т. е. электронное выставление счетов одними предприятиями другим, приносит больше прибылей, и здесь клиентура более воодушевленно относится к переносу деловых и финансовых процессов на технологии Web. Проведенные исследования показывают, что 40% предприятий в США намерено использовать процессы Web для автоматизации биллинга в отношениях со своими деловыми и торговыми партнерами, с привлечением электронных систем закупок и рыночной среды Internet. Это должно произойти в течение ближайших двух-трех лет.

Системы Internet-биллинга категории «бизнес-бизнес», известные также как системы электронных накладных и платежей (Electronic Invoice and Payment, EIP), включают представление накладных, управление документооборотом, решение спорных вопросов и осуществление платежей; эти функции можно интегрировать с существующими системами, так что кредиторские и дебиторские взаимоотношения между деловыми партнерами не будут нарушены.

Если не считать функций, относящихся к управлению документооборотом, основное различие между электронным биллингом в секторах «бизнес-потребитель» и «бизнес-бизнес» связано с наличием функции обработки исключительных ситуаций, называемой также функцией урегулирования споров. Примерно 40% счетов, выставляемых предприятиями друг другу, требует обоюдного согласования; это бывает вызвано непредвиденными обстоятельствами, возникающими в системе поставок, например недополучением груза или повреждением товара при доставке. Системы EIP позволяют выносить решения по таким вопросам в интерактивном режиме и быстрее обновлять информацию о платежах, повышая эффективность операций по сравнению с процессами ручной обработки. Большинство провайдеров IBPP позиционирует свои службы как решения биллинга класса «бизнес-бизнес», хотя на самом деле речь идет просто о модифицированных расширениях их же биллинговых систем «бизнес-потребитель», которые не поддерживают возможности, необходимые, например, для интерактивной закупочной деятельности и электронных торговых бирж. Тем не менее в этой области начинают появляться компании-лидеры с полноценными решениями, такие, как Bottomline Technologies, Avolent, Derivion и Clarus-Redeo.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Развитие технологий Internet-транзакций позволит выйти за рамки традиционных моделей обработки транзакций и даст возможность построить основанную на Web платформу финансовых взаимоотношений. В свою очередь, эта платформа позволит объединить службы обработки транзакций, управления денежными операциями, урегулирования споров и проведения проверки (например, аутентификации и проверки достоверности) с интерактивными процессами закупок и согласования сделок, заключаемых между торговыми партнерами на рынке Internet.

Интеграция биллинговых технологий уровня «бизнес-бизнес» со средствами электронных закупок и заключения сделок в Internet затруднена ввиду множества проблем. Внедрение системы управления денежными операциями, поддерживающей также функции урегулирования споров, внесения платежей и обработки исключительных ситуаций, требует выполнения большой работы по адаптации к конкретным условиям применения, даже если эти технологии развертываются в рамках одной организации. Если же реализация затрагивает несколько организаций и рынков Internet, объем работ возрастает экспоненциально. Кроме того, такое решение подходит только для установившихся партнерских отношений и не позволяет произвольно включать новых партнеров, а это — главное преимущество виртуальных коммерческих сообществ.

Тем не менее, несмотря на все эти проблемы, можно с уверенностью сказать, что производители решений IBPP, отказываясь от парадигмы традиционных транзакций и переходя к разработке основанной на Web платформы поддержки финансовых взаимоотношений, будут играть ключевую роль в создании новейшей Internet-экономики типа «бизнес-бизнес».

НАЗАД

СТАРТОВАЯ СТРАНИЦА

ВПЕРЁД

Hosted by uCoz