СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ

Пока еще нельзя сказать, что средства интерактивного выставления и оплаты счетов доминируют в сфере электронных банковских услуг или на порталах. По общим оценкам, лишь одна треть из 6—8 млн клиентов электронного банковского сервиса пользуется интерактивными услугами оплаты счетов, а клиентура CheckFree насчитывает лишь 3,5 млн подписчиков — довольно скромный показатель. В течение ближайшего года или двух потребители не будут проявлять особой заинтересованности в этих технологиях.

К настоящему времени рассматриваемая отрасль поляризовалась по двум направлениям — банковское обслуживание и все остальное. По сути, рынок поделен между CheckFree и лагерем Spectrum. Компания MasterCard, лишь недавно появившаяся на рынке IBPP, — это третья альтернатива, представляющая отрасль кредитных карт.

Эти организации проявляют общий интерес к технологии IBPP потому, что она имеет отношение к хранению и перемещению денежных масс в процессе оплаты. Некоторые наблюдатели считают, что CheckFree выполняет главным образом функции обработчика платежей и используeт IBPP главным образом для этих целей.

В свою очередь, Spectrum полагает, что IBPP ускоряет «отлив» денежных ресурсов из кредитно-финансовых институтов, и банковским кругам грозит утрата контроля над денежными операциями. Если прогнозируемый рост рынка IBPP станет реальностью и оплата счетов будет передаваться сторонним обработчикам, то банки неминуемо потеряют изрядную долю доходов.

Инициатива Spectrum отражает усилия, предпринимаемые банками для того, чтобы включиться в процесс оплаты счетов путем постоянного использования своих каналов электронного перевода денег, а также создания технологии обработки транзакций на базе открытых систем. Утвердив стандарт OFX и восстановив контроль над платежами, банки могли бы позиционировать себя в качестве провайдеров служб IBPP или заняться оптовой продажей таких услуг. Консорциум Spectrum не является консолидатором в традиционном смысле этого слова. Он был организован для расширения возможностей рассылки счетов, что является одним из двух ключевых факторов успеха на рынке IBPP. Второй фактор — счетовое наполнение.

С ростом числа провайдеров BSP консорциума Spectrum примерно 5 млн клиентов интерактивных банковских услуг (среди которых далеко не все сейчас пользуются интерактивной оплатой счетов) получат доступ к средствам оплаты счетов. По мере увеличения количества банков — членов консорциума — будет расширяться сеть рассылки Spectrum, охватывая и клиентов интерактивных банковских услуг. В настоящее время в состав Spectrum входит 18 членов, которые могут обслуживать свыше 60 млн семей США. Членам Spectrum выгодно отсутствие других консолидаторов и возможности выбора наиболее выгодного метода оплаты.

Компания MasterCard со своей службой IBPP становится реальным конкурентом двух других консолидаторов биллинга — CheckFree и Spectrum. MasterCard опирается на прочные, налаженные связи более чем с 20 тыс. финансовых учреждений, часть которых уже использует ее услуги обработки денежных переводов (Remittance Processing Service, RPS). Служба RPS доставляет данные о переводах и денежных средствах от финансовых учреждений, предлагающих услуги оплаты счетов потребителей и консультации по вопросам предоставления кредита, в организации, оказывающие услуги абонирования электронного сейфа (для обработки денежных переводов) от имени биллинговой компании.

RPS не претендует на клиентуру банков, предпочитающую вклады до востребования, с которых вкладчик может снимать деньги без предварительного уведомления, или на корпоративных клиентов, арендующих электронные сейфы. Банки могут использовать MasterCard в качестве «связующего концентратора», чтобы дополнить свои электронные услуги средствами IBPP, используя ту же сеть RPS для обработки электронных платежей. В результате MasterCard, по мере роста рынка электронной оплаты счетов, отвоюет себе долю рынка у компаний, совершающих операции с чеками и наличными.

Производителей решений IBPP это соперничество на рынке инфраструктуры платежей практически не затрагивает, так как им нет дела до того, откуда поступает оплата. Для них лучшая стратегия заключается в обеспечении клиентам биллинговых компаний связи с выбираемой ими сетью платежных услуг.

Главная задача компании-производителя — реализовать решение IBPP, либо развернув его локально в среде заказчика, либо предоставив к нему доступ по схеме аутсорсинга. К поставщикам локальных решений относятся Avolent, edocs, iPlanet, CheckFree, Alysis и Solant. Среди компаний, занимающихся аутсорсингом, отметим billserv.com, Derivion, Princeton eCom и YourAccounts.com Подготовка бумажных счетов для электронного представления рассматривается большинством организаций как горькая пилюля, которую нужно проглотить для того, чтобы автоматизировать процессы невзирая на готовность потребителей оплачивать счета через Internet. Большинство разработчиков продуктов IBPP поставляют законченные решения, включающие средства представления, рассылки, оплаты и отслеживания счетов. Однако не все разработчики поддерживают функции создания счетов «на дому», некоторые из них заключают партнерские соглашения с компаниями, специализирующимися в представлении счетов. Согласно оценкам провайдеров BSP , создание счетов занимает от 66 до 75% общего времени реализации решения IBPP.

Большое влияние на широту распространения оказывает способ подготовки содержимого счетов — в формате OFX, IFX или в фирменном формате. Многие поставщики технологических решений IBPP могут подготовить содержимое счетов для рассылки нескольким консолидаторам и провайдерам CSP. Главными пунктами назначения рассылки являются порталы (AOL, Yahoo!, Excite и т. п.); службы PFMS (Quicken.com и MoneyCentral); Spectrum; MasterCard и провайдеры CSP с произвольной оплатой (Pay-Trust, CyberBills и PayMyBills).

Ни одна из этих категорий не может претендовать на доминирующее положение. Правда, провайдеры услуг произвольной оплаты получают наибольшие прибыли благодаря тому, что для них не существует проблемы дефицита биллинговых компаний, т. е. достаточного для успешного ведения бизнеса количества клиентов. Службы Pay-Trust, CyberBills и PayMyBills дают потребителю возможность оплачивать все свои счета сразу. Однако, в отличие от большинства порталов и сайтов электронных банков, такие провайдеры не сопровождают представленный интерактивный счет расширенными услугами и возможностями интерактивного маркетинга.

НАЗАД

СТАРТОВАЯ СТРАНИЦА

ВПЕРЁД

Hosted by uCoz