6.Основные виды электронной коммерции
Сегодня под термином "электронная коммерция" понимается прежде всего предоставление товаров
и платных услуг через глобальные информационные сети. Рассмотрим наиболее распространенные
на сегодняшний день виды электронной коммерции.
- В последнее время концепция "электронных магазинов" становится все более популярной.
Обычно "электронный магазин" представляет собой Web-site на котором имеется каталог товаров,
виртуальная "тележка" покупателя, на которую "собираются" товары, а также средства оплаты - по
предоставлению номера кредитной карточки по сети Internet или по телефону. Отправка товаров
покупателям осуществляется по почте или, в случае покупки электронных товаров (например,
программного обеспечения) по каналам электронной почты или непосредственно через Web-site по сети Internet.
- Другим новым направлением электронной коммерции стала аренда различного
программного обеспечения и так называемые "микроплатежи" - когда за использование
какого-либо компонента программного комплекса с пользователя берется символическая плата
(несколько центов). Этот вид бизнеса получил развитие в связи с широким распространением
технологии Java, предполагающей, что необходимые для выполнения задач программные компоненты
подкачиваются по сети непосредственно с Web-сервера.
- Традиционной услугой в области электронной коммерции является продажа информации,
например, подписка на базы данных, функционирующие в режиме on-line. Этот вид услуг
уже достаточно распространен в России, например, базы данных "Гарант-Парк", "Россия-он-Лайн" и др.
- Наконец сегодня начинает набирать обороты новый вид электронной коммерции - электронные банки.
Среди основных преимуществ электронных банков можно отметить относительно низкую себестоимость
организации такого банка (не нужно арендовать престижные здания, не нужны хранилища ценностей и т.д.)
и широчайший охват клиентов (потенциальным клиентом электронного банка является практически любой пользователь
Internet). За счет этого электронный банк может предоставлять клиентам более выгодные, чем у обычного банка
проценты, и предоставлять за более низкую плату больший спектр банковских и других услуг. Естественно,
что электронный банк имеет собственные системы безопасности и защиты электронной информации, такие, как
специальные карточки - генераторы случайных паролей, синхронизируемых с паролем на банковском сервере.
Это позволяет создавать уникальный пароль при каждом обращении клиента к банковскому серверу.
Другой,
менее дорогостоящий подход, связан с использованием персональных смарт-карт, также позволяющих генерировать
сессионные ключи. Для большей степени защиты дополнительно могут использоваться и средства биометрической
идентификации пользователя.