БУДУЩЕЕ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ И ЛЯМБДА-КОММУТАЦИИ


Оптические магистрали составляют основу современных сетей связи. До последнего времени они строились, в том числе и в России, исключительно на базе технологии SDH (или ее североамериканского аналога SONET). А что ждет нас в ближайшем будущем? На очередном технологическом пресс-брифинге мнением по этому поводу поделились ведущие специалисты российского представительства компании Lucent Technologies. Весьма интересными были и приведенные количественные оценки мирового рынка оборудования транспортных сетей, выполненные аналитическим агентством Dell'Oro Group.

Технология SDH продолжает развиваться. Последними ее достижениями являются:

По мнению специалистов Lucent, оборудование SDH еще долгое время будет применяться операторами для организации доступа к магистральным сетям, а также для организации местных и зоновых сетей, в первую очередь благодаря возможности поддержания большого количества низкоскоростных интерфейсов (от Е1 до STM-1). Однако для передачи больших объемов трафика на дальние расстояния основной технологией, как минимум в ближайшие 10 лет, станет DWDM - плотное спектральное мультиплексирование (разделение каналов).

На первом этапе внедрения она использовалась для увеличения емкости отдельных линий по схеме "точка-точка". Сегодня в России мы наблюдаем начальную фазу этого этапа. Затем стали создаваться кольцевые DWDM-структуры.

Продолжается увеличение емкости и дальности действия систем DWDM. По словам менеджера по технологиям и решениям группы "Оптические сети" Lucent Technologies в России и СНГ Н. Кастомарова, уже в первом квартале 2002 г. компания начала выпуск дальней магистральной системы LambdaXtreme TUHC. Она предназначена для передачи 64 длин волн с пропускной способностью по 40 Гбит/с на расстояние до 1000 км без электрической регенерации. Одновременно была предложена сверхдальняя система LambdaXtreme TUHC, рассчитанная на передачу 128 длин волн по 10 Гбит/с до 4000 км.

Для создания сетей более сложной архитектуры необходимо применять оптические коммутаторы. Подобные продукты начинают предлагать некоторые производители телекоммуникационного оборудования транспортного уровня. Однако большинство все еще продвигает решения, основанные на последовательном преобразовании сигнала: оптический - электрический - оптический, что помимо громоздкости оборудования цифровых кросс-коммутаторов имеет другие существенные ограничения.

Во-первых, электрическая коммутация подразумевает зависимость от скорости передачи в каждом конкретном канале, а оптическая обеспечивает полную прозрачность и независимость от скорости передачи. Во-вторых, электрическая коммутация в узлах сети необходима только для SDH-трафика. Она позволяет обеспечивать автоматические механизмы защиты SDH, повышая таким образом надежность сети. При передаче трафика между мощными IP-маршрутизаторами в оптическом ядре сети нет необходимости в электрической регенерации. В этом случае оптическая коммутация потоков и защита трафика на оптическом уровне - оптимальное решение для построения сети.

Поэтому следующим этапом развития магистральных оптических сетей является реализация ядра сети на полностью оптических коммутаторах, построенных на технологии "коммутации по длинам волн", исключающей оптико-электрическое преобразование сигнала, и уже в настоящее время ряд производителей предлагает подобные продукты к внедрению.

Эта идея, принесенная на физический уровень оптических сетей, приобрела форму протокола GMPLS (General MPLS, прообразом которого является MPlS - многопротокольная лямбда-коммутация). Коммутация осуществляется в соответствии с номиналом длины волны. Одним из первых в мире оптических коммутаторов является выпускаемый Lucent LambdaXtreme TUHC AOS (All Optical Switch). Совместно с узлами оптической коммутации размещаются узлы цифровой кросс-коммутации нового поколения, которые разбирают некоторые длины волн на цифровые потоки STM и коммутируют их на электрическом уровне.

Для реализации ядра транспортного уровня в масштабах города были разработаны облегченные варианты решений DWDM, получившие название "Metro DWDM" и специальные, относительно недорогие оптические волокна, например, MetroCor компании Corning. Однако, несмотря на радужные прогнозы развития городских сетей на технологии DWDM, подобные решения не получили широкого применения. Произошло это, в первую очередь, вследствие активного развития решений мультисервисных сетей: операторам оказалось не выгодно применять такие недостаточно гибкие системы в условиях высокоплотной концентрации сетей разных топологий и технологий. В плане эксплуатации и предоставляемых возможностей значительно проще и дешевле увеличивать производительность мультисервисного уровня, тем более что поставщики таких решений предлагают все более универсальные системы. Однако разработка протокола GMPLS и реализация его в "Metro"-системах возможно вдохнет новую волну в развитие решений этого класса.

Lucent предлагает городскую систему DWDM повышенной гибкости Metropolis EON, которая работает в сочетании с существующими цифровыми кросс-коннекторами и системами SDH.

Помимо этого в городских сетях ожидается внедрение технологии пассивного DWDM. Данное оборудование способно уплотнять оптические волокна несколькими десятками длин волн и поддерживает приемлемую в городских условиях дальность передачи до 40 км. Оборудование p-DWDM не имеет оптических усилителей и экономично. Ряд производителей оптического транспортного оборудования интегрирует мощное оборудование SDH, а также цифровой кросс-коммутации с оборудованием p-DWDM.

Отчетливо наблюдается тенденция изменения соотношения оборудования SDH и DWDM в пользу последнего. Из прогноза на период до 2005 г. следует, что уже к 2004 г. можно ожидать превышения объема рынка систем DWDM (всех видов) над SDH. Будет наблюдаться и рост продаж транспортного IP-оборудования.

Hosted by uCoz

Hosted by uCoz