Развитие систем электронных сообщений
В мире электронных сообщений существует два типа людей: те, кто понимают, что времена закрытых систем, не поддерживающих общепринятые мировые стандарты, прошли, и те, кто упорно закрывают на это глаза. Электронная почта сейчас так же важна для делового общения, как и обычная телефонная связь. Избрать выигрышную стратегию для развития систем электронных сообщений, сделать так, чтобы отправка письма по e-mail стала столь же привычной, что и гудок в телефонной трубке, означает в первую очередь — разработать эти системы на открытой основе, имеющей широкую поддержку. Эта основа — почтовый протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol). Системы, которые игнорируют общепринятые стандарты, испытывают серьезные сложности во взаимодействии со своим окружением и обречены на быстрое вымирание.Но почему мы говорим именно о протоколе SMTP, а не об X.400? Ведь всем известно, что Х.400 предлагает достаточно мощный набор средств обеспечения безопасности, так необходимых для глобальной электронной коммерции. Разгадка проста: Х.400 проигрывает в состязании с SMTP по той же причине, по какой и видеостандарт Betamax в свое время уступил место стандарту VHS. Вспомните, ведь VHS победил просто потому, что его предпочли пользователи. За SMTP своими кошельками проголосовали потребители, которые вместе с персональным компьютером внесли в свой дом и протокол TCP/IP — основу Интернет. SMTP уже набрал критическую массу, необходимую для того, чтобы отправить Х.400 обратно, в лоно международных телефонных компаний, откуда он начинал и где ему надлежит быть.
За последние несколько лет электронные сообщения претерпели быструю трансформацию. Сегодня электронная почта, изначально поддерживавшая лишь простые тексты, способна передавать уже самые различные форматы документов, голосовую и текстовую информацию, пейджинговые сообщения, объекты мультимедиа и встроенные ссылки на ресурсы служб Интернет URL (Universal Resource Locator).
Серьезные перемены наблюдаются в подходах к построению систем электронных сообщений. В начале 80-х годов, в эпоху мэйнфреймов, эти системы предлагали устоявшийся пользовательский интерфейс и весьма быструю доставку. Клиенты, привыкшие к такому уровню обслуживания, и в дальнейшем ожидали от электронной почты независимо от того, в какой архитектуре и на какой платформе она реализована, прежнего качества работы. К середине 80-х начали входить "в моду" системы на основе файл-серверов, работающие в локальных сетях. Свою медлительность, сложность в поддержке и администрировании они компенсировали низкой ценой. Сегодня же мы являемся свидетелями развертывания систем электронных сообщений на базе клиент-серверной технологии.
Эволюция проблем
Надо отдать должное всем основным игрокам на рынке — Hewlett-Packard, Lotus Development, Microsoft и Novell, которые уже выпустили почтовые системы с архитектурой клиент—сервер. Некоторые производители пошли даже несколько дальше, добавив к своим системам возможности взаимодействия с базами данных. Выход на рынок двух лидирующих продуктов — Microsoft Exchange Server 4.0 и Lotus Notes Release 4 значительно поднял планку для разработчиков в индустрии систем электронных сообщений.
Однако новые продукты вызывают множество серьезных вопросов и справедливых нареканий. Например, насколько надежны сверхбольшие хранилища сообщений? Найдена ли уже подходящая аппаратная платформа для таких систем и насколько развиты средства управления ими? Готовы ли основные поставщики взаимодействовать друг с другом в производстве систем, от согласованного функционирования которых так много зависит? Немаловажен и вопрос масштабируемости таких систем. Существуют пользователи, не желающие платить за те многочисленные возможности продуктов, которые они никогда не применят. Если вопрос масштабирования почтовых систем не будет решен, то огромную пустующую нишу рынка быстро захватят второстепенные производители, дышащие в спину основным игрокам. Такой сценарий весьма правдоподобен, особенно в связи с развитием систем электронных сообщений на основе технологии Web. Именно здесь у начинающих производителей появляется возможность догнать двух ведущих поставщиков.
Построение инфраструктуры для создания системы электронных сообщений на предприятии требует единой стратегии, основывающейся на открытых стандартах. Чем больше у вас аппаратуры, будь то серверы, коммутаторы сообщений, почтовые шлюзы или другое специализированное оборудование, тем труднее соблюсти это правило. Быстрое и простое определение местонахождения людей, устройств и других ресурсов жизненно важно для поддержки всей информационной системы.
Управляемые справочники — единственный способ оперативно найти то, что вы ищете. Ассоциация передачи электронных сообщений EMA (Electronic Messaging Association) инициировала программу X.500 Directory Challenge, чтобы хоть как-то подтолкнуть производителей к более активным действиям по развитию систем распределенных справочников, созданию средств тиражирования и синхронизации.
В то же время фирма Netscape Communications и еще более 40 других производителей, приняв в качестве стандарта упрощенный протокол доступа к справочникам LDAP (Lightweight Directory Access Protocol), поставили перед собой цель создать более надежные, быстрые и соответствующие открытым протоколам распределенные справочники.
Конкуренция на пути у технологий
Как и в любом серьезном деле, в разработку систем электронных сообщений вмешиваются обстоятельства, далекие от целей усовершенствования информационных технологий. В первую очередь это стремление фирм защитить свою долю рынка от соперников. Продолжающиеся конфликты между производителями и конкуренция стандартов отвлекают финансовые средства от разработки вычислительных технологий, направленных на развитие систем электронных сообщений, и ведут лишь к увеличению себестоимости продуктов.
Соперничество на рынке между Microsoft Exchange Server 4.0 и Lotus Notes Release 4 мешает кооперации двух фирм-производителей. Стремление во что бы то ни стало удержать своих клиентов не позволяет двум гигантам объединить усилия для обеспечения взаимодействия между их системами электронных сообщений, хотя пользователи все же находят другие пути, чтобы связать два продукта. Так, клиенты Microsoft Exchange могут подключаться к серверу Lotus Notes через интерфейс MAPI (Messaging API), а клиенты Lotus Notes — использовать почтовую службу Microsoft через интерфейс SPI (Service Provider Interface). Но в основном образовавшуюся брешь в способности взаимодействия двух систем закрывают продукты третьих фирм.
Не исключено, что многие крупные корпорации захотят использовать оба продукта, а в качестве общей среды предпочтут SMTP. Однако в этом случае один из продуктов обязательно станет ведомым. Какой из них — это зависит от того, кто в корпорации принимает решение: разработчики приложений или архитекторы систем электронных сообщений. В таком тандеме независимым связующим звеном должна стать служба Web. На тех местах, где не установлены клиенты Notes или Exchange, в качестве клиента будет использоваться именно Web-браузер.
К несчастью, соперничество имеет место не только среди производителей. Конкуренция между стандартами, такими, как X.400 и SMTP или X.500 и LDAP, вынуждает поставщиков обеспечивать поддержку всех альтернатив, что, естественно, увеличивает затраты на производство, сопровождение и администрирование таких систем. Мало того, зачастую верх одерживают достаточно простые, но далекие от идеала решения. Так, в продолжительной "гонке" Ethernet возобладал над Token Ring, TCP/IP — над семейством OSI, а HTML — над SGML.
Груз технологических пережитков
Здесь мы коснемся тех элементов почтовых систем, которые еще как-то справляются со своими функциями, но их использование с каждым годом становится все проблематичнее.
Постарайтесь припомнить, когда в последний раз вы видели визитную карточку с адресом электронной почты вроде этого: C=US, A= Telemail, P=ABC, O=Sales, OU1=Orlando, OU2= Building 14, S=Jones, G=Sarah, DDA=HAC34890. Такой адрес "благодаря" стандарту Х.400 может "захватить" и обратную сторону карточки. Гораздо чаще вы увидите краткий и простой для запоминания адрес SMTP, например: Sjones@abc.com. Не правда ли, это более разумно и значительно элегантнее?
В свое время было достаточно много разговоров по поводу упрощения адреса Х.400. Так, сначала пытались упразднить поле домена административного управления ADMD (Administrative Management Domain). Потом внимание было сконцентрировано на введении кода страны (C=ww), а также телефонного номера пользователя. Последняя идея, хотя и весьма заманчивая, была отвергнута из-за недостатка возможности идентификации пользователей, работающих вне организаций. Попытки усовершенствовать адрес до сих пор не оставлены. Но сколько еще понадобится времени, чтобы вносимые изменения приняли разработчики, производители и пользователи?
Суть этой сложной проблемы в том, что большинство программных и аппаратных систем, поддерживающих стандарт Х.400, не позволяют быстро осуществить такие изменения. Это вторая причина того, что протокол SMTP вытесняет Х.400.
Весьма несовершенны пока и процессы синхронизации справочников. Производительность сети серьезно страдает от тяжелых перегрузок во время процесса синхронизации с избыточной перекачкой информации и массой дополнительных вычислений. Предполагалось, что эту проблему решит протокол Х.500 — стандартная модель универсального распределенного справочника, в которой каждая из подсистем имеет собственную базу данных и располагает ссылками для поиска информации в других справочниках. Конечно, эта утопическая схема уже не требует столь дорогостоящего процесса синхронизации, но ее сложность пока не оставляет надежды на быстрое освоение коммерческими производителями. Даже основные поставщики пока делают лишь робкие попытки использовать эту технологию.
Нельзя обойти вниманием и межплатформенное взаимодействие. На сегодняшний день основная тяжесть переноса информации ложится на частные протоколы и разрозненные утилиты. Ни ZIP, ни uuencode, ни даже MIME (Multipurpose Internet Mail Extension) никак нельзя назвать окончательным решением проблемы переноса информации. Протокол MIME не случайно оказался в этом списке, поскольку существующие почтовые системы или поддерживают различные версии этого стандарта, или не поддерживают его вообще. Часто факсимильный аппарат остается единственным средством, которое способно оперативно и без головной боли для пользователя передать требуемую информацию.
Что впереди?
Как будет выглядеть информационная среда будущего и кто выйдет победителем из технологической гонки в этой отрасли? По нашему мнению, структура будущей системы коллективной обработки информации должна выглядеть так, как это изображено на рисунке. Без сомнения, она будет основываться на архитектуре клиент—сервер и открытых протоколах, а одной из важнейших ее составляющих станет система обмена электронными сообщениями. Системы поддержки групповой работы и базы данных будут использовать последнюю в качестве базиса.
В перспективе собственные адреса должны получить не только все пользователи сети, но также отдельные приложения, процессы и устройства. И лишь развитая служба справочников способна превратить электронные сообщения в такую же привычную услугу, как традиционная телефония. Удобные справочники — вот та сфера, на которой производители должны сосредоточиться в первую очередь. Справочники должны иметь такую структуру, чтобы их можно было легко масштабировать от уровня предприятия до уровня глобальной сети.
Стремительное увеличение числа почтовых ящиков для разных видов информации: голосовых, факсимильных и пейджинговых сообщений, новостей Usenet — сегодня способно отпугнуть даже весьма искушенных пользователей. Одно из направлений совершенствования почтовых систем — это разработка универсального общедоступного почтового ящика. Возможно, мы уже в этом году получим такой инструмент, что позволит снизить огромные затраты на обучение персонала и пользователей.
Качественный скачок должен произойти и в объеме передаваемой информации. Когда наконец пользователи смогут без лишних хлопот и опасений подключать к своему посланию любые типы данных, будь то графика, видео, звук или мини-приложения, трафик электронных сообщений в обычной корпоративной сети превратится из маленького ручейка в ревущий поток. Успех ожидает только тех производителей, которые предусмотрят такой сценарий при разработке своих систем электронной почты.
Хотя за последние годы произошел весьма ощутимый сдвиг в развитии систем электронных сообщений, нам предстоит пройти еще довольно долгий путь к построению простой, надежной и открытой глобальной среды коллективной обработки информации.
Назад | Содержание | Вперед