Подход к обработке трафика, рекомендуемый ITU
Известно, что основными исходными данными для задач биллинга, задач использования и развития сети и многих других являются данные трафика. Поясним сам термин "данные трафика" или, как еще говорят, "данные о трафике". В первую очередь, под данными трафика следует понимать записи о фактах соединений, которые формирует коммутационное оборудование. Это так называемые CDR (Call Data Records). Кроме того, данные трафика включают сведения об источниках, времени регистрации и каналах сбора CDR, то есть информацию о том, как и когда эти данные получены. CDR формируются при измерениях в первичном оборудовании предоставления услуг связи (коммутаторах, маршрутизаторах, узлах интеллектуальных служб IN). Общие требования к формату и содержанию CDR определяют рекомендации Международного союза электросвязи (ITU) "ITU-T Q.825". В соответствии с концепцией TMN (Telecommunication Management Network), основные функции сбора, обработки и выдачи данных об использовании сети перечислены в документе "ITU-T M3400 Series M: TMN and network
Основные проблемы сбора и обработки данных трафика
Наиболее распространенный подход к решению задач сбора и обработки состоит в настройке на каждый входной формат данных трафика, обработка его отдельной программой и получение небольшого набора отчетов. То есть используются наиболее подходящие частные решения. С развитием сети процесс становится трудоемким и лавинообразным. При попытке создать общее решение операторы связи сталкиваются с трудностями, которые, по сути, являются типовыми: — разнообразие коммутационного оборудования, сложность взаимодействия с ним; — огромное количество функций и настроек для конфигурирования программ и сетевой аппаратуры, предоставляемых современным оборудованием; — различия в способах сбора и форматах данных о трафике;
— громадный объем самих данных трафика, доходящих у некоторых операторов до нескольких миллионов записей в сутки;
— объективная сложность сбора данных трафика с большого числа источников и доставки их в единое хранилище;
— необходимость заботиться о качестве исходных данных (порой случаются сбои в оборудовании или оно некорректно настроено);
— потребность удовлетворять широкий спектр информационных запросов служб и подразделений в выборке данных о трафике;
— необходимость использовать внешнюю нормативно-справочную информацию (НСИ) для обработки CDR и подготовки информационных отчетов. Остановимся на этом списке проблем более подробно.
Разнообразие. Разнообразие способов сбора трафика и форматов CDR вызвано широкой номенклатурой, а проще говоря, "зоопарком" коммутационного оборудования в сетях операторов. Даже при наличии оборудования от одного поставщика оно часто неодинаково настроено, и форматы регистрируемых CDR, в большинстве случаев, отступают от рекомендаций ITU. Прежде всего, такое положение характерно для предприятий связи, сеть которых исторически формировалась в условиях недостатка инвестиций. К настоящему времени производители проделали большой путь к унификации выпускаемого оборудования. Однако включение в сеть коммутационного оборудования, предназначенного для предоставления новых интеллектуальных услуг, приводит к появлению записей CDR, форматы которых не вписываются в рекомендации ITU. Жизнь, конечно, заставит разных производителей оборудования сделать шаг по пути его унификации, но к тому времени на рынке появятся новые услуги, новое оборудование, и те же проблемы возникнут опять.
Большие объемы данных. Даже у операторов, имеющих сети среднего размера, объем трафика сегодня достигает нескольких сотен тысяч CDR в сутки. Для крупных операторов связи суточный объем первичных данных может составлять миллионы записей CDR.
Качество данных трафика. Побочным эффектом развития технических и программных средств, служащих базой современных сетей связи, является технологическая сложность управления сетями, включая сбор данных. Объективно это приводит к понижению качества данных о трафике и усложнению их состава. Так, например, дублированные записи CDR появляются в трафике не только вследствие ошибок их регистрации, но и специально для того, чтобы избежать потерь информации.
Запросы потребителей. Для различных служб на практике приходится поддерживать широкую номенклатуру отчетов, представляющих собой разные информационные срезы одних и тех же или пересекающихся частей данных о трафике. При этом потребности в содержании отчетов со временем меняются, что обусловлено и вводом новых услуг, и изменением порядка предоставления традиционных услуг.
Внешняя НСИ. Необходимость использовать внешнюю нормативно-справочную информацию обусловлена тем, что часто службы запрашивают конкретные выборки уже обработанных данных, например, в разрезе клиентов, договоров или маршрутов. Наблюдается противоречие, когда, с одной стороны, службу-потребителя не устраивает получение громадного объема данных, нуждающегося в фильтрации, с другой, владеют внешней НСИ и ведут ее, как правило, сами службы оператора связи.
Назад | Содержание | Вперед