Короткая история развития БС нашла тем не менее свое отражение в терминологии. В национальной нормативной документации прижилась аббревиатура АСР, связанная со словом “расчет”. Но расстановка акцентов (а в нормативных документах – особенно) сильно влияет на то, каким образом будут интерпретироваться функциональные особенности системы и каков будет спектр ее возможностей в целом; в ОТТ, например, перечислены 11 функций, которые должны быть реализованы в АСР, и в основном это функции учета и контроля. Принято считать, что “классическая” БС должна включать в себя следующие подсистемы:
На рисунке 1 представлена общая схема биллинговой системы, как связующего элемента информационного звена предприятия связи.
Иногда авторы публикаций пытаются проводить прямые параллели между банковскими и биллинговыми системами. Ведь с точки зрения СУБД (Система Управления Базами Данных), клиент банка отличается от абонента сети лишь используемыми для получения его балансового счета таблицами, алгоритмами их заполнения и значениями ячеек таких таблиц. Но всё-таки, по традиции, БС продолжают рассматриваться как средство контроля денежных поступлений.
Можно встретить и другую трактовку БС. Поскольку связь — это “открытое” поле деятельности, действия сторон, принимающих в ней участие, должны быть согласованы; это касается, в частности, и расчетов за услуги связи. Международным Союзом Электросвязи (МСЭ) разработано большое количество документов, регламентирующих основные функции систем расчета и способы реализации этих функций. Например, документы серий E230, E260 E501, E528, E1001 посвящены техническим аспектам расчета длительности соединения, регистрации вызовов при различных типах связи и определению оплачиваемой длительности связи абонентов, а описания основных принципов тарификации услуг мобильной связи и сценариев соединений приведены в рекомендациях серий D93, D103, D110, D174, D176 (всего вопросы биллинга так или иначе затрагивают более 200 документов МСЭ).
Но это не все. МСЭ разработал также принципы управления сетями связи (TMN, Telecommunication Management Network). В соответствии с этим выделяются четыре уровня управления:
Интересно то, что в этой иерархии отведено место и для БС, которые занимают промежуточное положение между 3 и 4 уровнями.