Новой отраслью в деятельности биллинговых компаний является технология Internet Bill Presentment and Payment , позволяющая перейти от традиционной схемы платежей к системе электронных транзакций.
Специалисты считают, что прикладные системы для представления и оплаты счетов через Internet (Internet Bill Presentment and Payment, IBPP) являются очень привлекательыми в области электронной коммерции. По некоторым оценкам, телекоммуникационные компании и предприятия коммунального обслуживания порождают свыше 80% текущих счетов. Большинство американских организаций с энтузиазмом восприняли перспективу перевода почти 20 млрд текущих счетов из бумажного в электронный формат. Эти организации уверены, что IBPP поможет им сэкономить деньги, увеличить прибыль и проложить путь в сферу электронной коммерции и приложений управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM).
Система IBPP решает следующие задачи:
Поставщики решений IBPP и провайдеры услуг для биллинговых компаний (Biller Service Provider, BSP) выполняют эти процедуры от имени своих клиентов — биллинговых компаний, т. е. компаний, выставляющих счета. Компании-консолидаторы концентрируют счета от нескольких биллинговых компаний в одном месте и затем рассылают их по различным пунктам назначения. Таким образом, плательщику достаточно лишь обратиться на узел консолидатора.
Провайдеры услуг для потребителей (Consumer Service Provider, CSP) предоставляют клиентам биллинговых компаний доступ к их счетам через портал, такой, как AOL, Yahoo! или Excite. Если взглянуть шире, общая картина IBPP, помимо этого, включает порталы других типов, а также интерактивные банковские и финансовые узлы Web, узлы компаний-эмитентов кредитных карт и узлы произвольной оплаты (pay-anyone). На узле произвольной оплаты пользователь может вносить плату любой биллинговой компании независимо от того, представляет эта компания свои счета в интерактивном режиме именно на данном узле или нет. Сейчас подобную услугу предлагают многие порталы и интерактивные банковские узлы, где клиенты могут таким образом полностью оплачивать все свои счета — и полученные в электронном виде, и отсканированные, и бумажные. В последнее время участники рынка стали более трезво оценивать, насколько сложно будет реализовать потенциальные возможности IBPP. Поскольку потребители принимают эту технологию на вооружение не так активно, как ожидалось, компании-производители и провайдеры признают, что отдачи от инвестиций в IBPP придется ждать довольно долго. Однако сами биллинговые компании действуют на рынке IBPP достаточно энергично. Объемы их информационных архивов резко увеличиваются; большинство из 400 ведущих биллинговых компаний, на долю которых приходится обработка 80% текущих счетов в год, уже заключили контракты с производителями и интеграторами средств IBPP.
Итак, хотя на потребительском рынке наблюдается застой, биллинговые компании и организации, обрабатывающие их данные, должны выбрать для себя надлежащий способ дальнейших действий, соответствующий их индивидуальным требованиям, вне зависимости от конкретной сферы приложения сил — «бизнес-бизнес», «бизнес-потребители», рынки Internet или иные виды коммерческой деятельности. Нынешний рынок IBPP, несмотря на сильную фрагментированность, постепенно приобретает более определенные черты. Прежде чем принимать принципиальные решения, биллинговые компании должны разобраться в особенностях основных моделей консолидации IBPP. В результате широкого обсуждения специалистами разного профиля пальма первенства была отдана комбинации двух моделей — «тонкой» консолидации и прямой консолидации. «Тонкая» консолидация означает предоставление краткой сводки счетов в интерактивном режиме; при этом на выбор предлагаются также услуги брэндинга, маркетинга и оплаты. Кроме того, клиент может, установив соединение с сайтом биллинговой компании, воспользоваться дополнительными услугами: например, выяснить все детали счета или получить доступ к интерактивному маркетингу. Наконец, «тонкая» консолидация позволяет проводить широкую рассылку содержимого счетов по различным пунктам консолидации — порталам, узлам электронных банковских транзакций и другим местам, доступным потребителям. В соответствии с моделью прямой консолидации биллинговая компания организует свой собственный у зел биллинга. Такая модель будет удобна для крупных организаций с общепризнанной фирменной маркой, которые могут воспользоваться своими маркетинговыми ресурсами для привлечения клиентов на свои узлы.