CDMA в России
История создания и развития в России
сотовых сетей связи на базе технологии
многостанционного доступа с кодовым
разделением каналов (CDMA - стандарт IS-95) в
полной мере отражает тот факт, насколько
правовая база, регулирующая порядок
использования таких сетей, не
соответствует их технологическим
возможностям и потенциалу.
В настоящее время в 18 субъектах РФ
функционируют 16 сетей связи CDMA. За прошлый
год абонентская база выросла в
Хронология основных событий вокруг CDMA
В
27 апреля
14 июля 1999 г. МАП по ходатайству
Ассоциации возбудил против Гостелекома
России дело о нарушении антимонопольного
законодательства (Определение №
12 октября 1999 г. решением комиссии МАП по
рассмотрению дела о CDMA Гостелекому России
было предписано снять ограничения на
развитие и применение систем связи с
использованием технологии CDMA (
29 октября 1999 г. Гостелеком России
обратился в Арбитражный суд Москвы с
исковым заявлением о признании
недействительным решения МАП России от 12
октября 1999 г. по делу №
В ноябре 1999 г. Гостелеком РФ отменил
приказ от 14 апреля 1999 г. № 67 и направил
письмо в Главгоссвязьнадзор с просьбой
отменить указание Главгоссвязьнадзора
России от 11 августа 1999 г. № 25-У.
Однако все это не изменило ситуации с
дальнейшей дискриминацией CDMA. Позиция
Министерства РФ по связи и информатизации (Минсвязи)
заключается в том, что регулирование
использования CDMA — это вопрос
технической политики, которая находится в
ведении Минсвязи. Логическим продолжением
такой позиции стал приказ Минсвязи РФ от 8
декабря 1999 г. № 6 «О дальнейшем
развитии систем радиодоступа к телефонной
сети на Взаимоувязанной сети связи
Российской Федерации». В приказе
предусмотрено, что «фиксированная связь» в
отношении систем радиодоступа,
использующих радиоинтерфейс сотовых
систем подвижной связи, — это «фиксация
системой положения абонентской станции
пользователя с точностью до зоны
обслуживания одной базовой станции …
без передачи обслуживания другим базовым
станциям».
Для организации систем радиодоступа
выделяются отдельные полосы частот в
диапазоне 800 МГц. Поскольку часть полос в
этом диапазоне занята AMPS, а другая часть —
CDMA и операторам AMPS выданы лицензии на
предоставление услуг подвижной сотовой
радиотелефонной связи, то наиболее
вероятным может быть вывод о том, что приказ
№ 6 направлен на регулирование отношений
по предоставлению услуг CDMA.
В письме Минюста от 27 декабря 1999 г. №
В январе 2000 г. Ассоциация направила
письмо в Минсвязи с просьбой подтвердить
вывод о том, что приказ № 6 не
распространяется на оборудование и сети CDMA
и не имеет отношения к операторским
компаниям, занимающимся организацией этих
сетей и предоставляющим услуги связи на их
основе. К письму прилагалась Справка об
использовании механизма эстафетной
передачи (hand-off) в сетях радиотелефонной
связи технологии CDMA. Ответ на данное письмо
Ассоциация не получила.
14 февраля 2000 г. был подписан Меморандум о
взаимопонимании между Минсвязи и
Ассоциацией, на основании которого
Арбитражный суд Москвы признал
устраненными нарушения антимонопольного
законодательства и прекратил производство
по иску Гостелекома России к МАП России.
Однако по существу ничего не изменилось.
Министерство так и не позволило операторам
сетей CDMA предоставлять услуги мобильной
связи.
В июле и сентябре 2000 г. Ассоциация
направила письма в МАП с просьбой оказать
содействие в разрешении конфликтной
ситуации в связи с уклонением Министерства
от реализации договоренностей,
предусмотренных Меморандумом.
Об эффективности CDMA
В решении секции № 6 НТС Гостелекома РФ
от 6 октября 1999 г. №
Насколько эффективно использование CDMA
исключительно для обслуживания
фиксированных абонентов? CDMA позволяет
обеспечить более высокую спектральную
эффективность (то есть большее число
обслуживаемых абонентов в определенной
полосе частот) по сравнению с системами FDMA и
TDMA. Это означает, что при одинаковой ширине
полосы частот CDMA предоставляет возможность
обслуживания большего числа абонентов, чем
другие стандарты. Поэтому с точки зрения
использования спектра применение систем CDMA
для меньшего количества абонентов
нецелесообразно.
CDMA и AMPS: братья по несчастью?
Решением ГКРЧ от 24 апреля 2000 г. (протокол
№
Поскольку CDMA и AMPS работают в близких
диапазонах частот (CDMA:
Очевидно, что эта особенность двух
стандартов не делает CDMA мобильным, а лишь
подчеркивает неразрешенность проблемы в
принципе.
В настоящее время Минсвязи выдает
операторам сетей CDMA лицензии на «предоставление
услуг местной телефонной связи с
использованием средств радиодоступа» на
основе технологии CDMA. В качестве
принципиального условия лицензии содержат
положение о том, что «указанные средства
используются только для организации
фиксированной службы». Как уже отмечалось,
понятие «фиксированной службы»
применительно к системам радиодоступа в
диапазоне 800 МГц определено приказом
Минсвязи России от 8 декабря 1999 г. № 6.
В ноябре 2000 г. была принята Концепция
развития в России сотовых систем подвижной
связи общего пользования на период до 2010 г.,
в которой технология CDMA рассматривается
исключительно как одна из возможных
платформ для построения систем третьего
поколения (3G). Что касается систем CDMA
второго поколения (
Ориентация на Европу
В чем же
В этой связи интересно мнение Ассоциации,
которая «осторожно высказывается»
относительно развития в России мобильной
связи с ориентацией на Европу. И основных
причин здесь несколько.
Подытоживая сказанное, можно сделать
следующий вывод. Судьба CDMA в России зависит
не от воли международного сообщества,
выраженной в Регламенте радиосвязи МСЭ, а
от стремления Администрации связи
максимально привязать коммуникационное
пространство стандарта GSM в России к
европейскому и довести отношения с
производителями оборудования связи FDMA и TDMA
почти до уровня эксклюзивности. Причины
такого «стремления в Европу» могут стать
предметом отдельного изучения. В этих условиях CDMA становится опасным и
потому нежелательным конкурентом
признанным федеральным стандартам
мобильной связи.
Однако парадоксальность ситуации состоит в
том, что Всемирная конференция радиосвязи в
Стамбуле (2000 г.) приняла дополнение к
Регламенту радиосвязи
Таким образом, не исключено, что
Администрация связи России, стремясь в
Европу и запрещая мобильный CDMA, может
опоздать, сделав ставку на технологически
менее перспективные стандарты. Ведь в
Европе через механизмы МСЭ создаются
условия и предпосылки для развития систем
мобильной связи 3G в форме