Рекомендации ITU-T, входящие в стандарт H.323,
обеспечивают проведение мультимедийных конференций в пакетных сетях, главным
образом ЛВС Ethernet. Они определяют порядок функционирования абонентских
терминалов в сетях с разделяемым ресурсом, не гарантирующих качества
обслуживания (QoS).
Стандарт H.323 не связан с протоколом
IP, однако, большинство реализаций основано на этом протоколе. Набор
рекомендаций определяет сетевые компоненты, протоколы и процедуры, позволяющие
организовать мультимедиа-связь в пакетных сетях.
H.323 следует рассматривать как объединение различных, уже известных спецификаций. Это
пять стандартов на аудио, 2 - на видеокодеки, один - на мультиплексирование
данных, 3 стандарта сигнализации, а также версия протокола передачи в режиме
реального времени (RTP) речевых и видеопакетов.
При том, что он сам включает множество стандартов, H.323
входит в еще более крупную серию коммуникационных стандартов на видеоконференции
для сетей разных типов. Известная как H.32x, эта серия включает стандарт H.320
для видеоконференций по сетям ISDN, и аналогичные стандарты H.321 для B-ISDN и
ATM, и H.324 для телефонных сетей общего пользования. Таким образом, достигается
взаимодействие сетей мультимедиа различных типов.
Стандарт H.323 определяет четыре основных компонента,
которые вместе с сетевой структурой позволяют проводить двусторонние
(точка-точка) и многосторонние (точка - много точек) мультимедиа-конференции.
Терминал может представлять собой ПК или автономное
устройство, способное выполнять мультимедиа-приложение. Он обязан обеспечивать
звуковую связь и может дополнительно поддерживать передачу видео или данных.
Вследствие того, что основной функцией терминала является передача звука, он
играет ключевую роль в предоставлении сервиса IP- телефонии.
H.323 терминал должен поддерживать следующие протоколы:
Примерами терминала H.323 могут служить компьютер с H.323
совместимым программным обеспечением (к примеру, NetMeeting) и IP телефон.
Шлюз (gateway) не входит в число обязательных
компонентов сети H.323. Он необходим только в случае, когда требуется установить
соединение с терминалом другого стандарта. Эта связь обеспечивается трансляцией
протоколов установки и разрыва соединений, а также форматов передачи данных.
Шлюзы H.323 сетей широко применяются в IP телефонии для сопряжения IP сетей и
цифровых или аналоговых коммутируемых телефон-ных сетей.
Примеры:
Привратник (gatekeeper) выступает в качестве центра
обработки вызовов внутри своей зоны и выполняет важнейшие функции управления
вызовами. (Зона определяется как совокупность всех терминалов, шлюзов и MCU под
юрисдикцией данного привратника.) Привратник - необязательный компонент сети
H.323, однако, если он присутствует в сети, то терминалы и шлюзы должны
использовать его услуги. Определены основные и дополнительные функции
контроллера зоны:
Примеры:
Сервер многосторонней конференции (MCU)
обеспечивает связь трёх или более H.323 терминалов. Все терминалы, участвующие в
конференции, устанавливают соединение с MCU. Сервер управляет ресурсами
конференции, согласовывает возможности терминалов по обработке звука и видео,
определяет аудио и видеопотоки, которые необходимо направлять по многим адресам.
Пример:
Рис.19. Распределение функций по протоколам в сетях IP. Компоненты
Рис.20. Схема проведения мультимедиа-конференций.
Функции
Описание
Трансляция адресов
Преобразование внутренних адресов ЛВС и телефонных номеров формата
E.164 в адреса протоколов IP/IPX
Управление доступом
Авторизация доступа в H.323 сеть
Управление полосой пропускания
Разрешение или запрещение запрашиваемой терминалом полосы пропускания
Управление процессом установления соединения
При двусторонней конференции привратник способен обрабатывать
служебные сообщения протокола сигнализации Q.931, а также может служить
ретранслятором таких сообщений от конечных точек.
Авторизация соединения
Допускается отклонение привратником запроса на установление
соединения. Основания - ограничение прав или времени доступа, и иные,
лежащие вне рамок H.323
Управление вызовами
Привратник может отслеживать состояние всех активных соединений, что
позволяет управлять вызовами, обеспечивая выделение необходимой полосы
пропускания и баланс загрузки сетевых ресурсов за счёт переадресации
вызовов на другие терминалы и шлюзы. Значение H.323
В последнее время ведется много разговоров вокруг
технологии передачи мультимедийной информации по IP сетям. Многие фирмы
выпустили большое количество оборудования, обеспечивающего передачу голоса и
видео через IP сети. Однако большинство из этих разработок использовали не
стандартизованные решения и были не совместимы между собой. После появления
стандарта H.323, описывающего механизмы взаимодействия устройств обеспечивающих
передачу голоса по IP сетям, появилась возможность объединять устройства от
разных производителей.
Сферы применения:
ЛВС телефония
Технология VoIP находит своё применение в области ЛВС-телефонии. С помощью H.323 локальная сеть может предоставлять услуги передачи речи. Включенные в ЛВС IP-телефоны или пользовательские ПК с H.323-совместимым программным обеспечением могут устанавливать соединение друг с другом либо по телефонному номеру, либо по IP-адресу.
Компонентом соединяющим, например, ТфОП и пользователей ЛВС является шлюз. Шлюз может быть реализован на базе модульного маршрутизатора, интерфейсные карты которого:
Для установления соединения с устройствами, не являющимися H.323 совместимыми (к примеру, аналоговыми телефонными аппаратами), шлюз принимает вызовы из телефонной сети или от телефонных аппаратов, подключенных к голосовым модулям, преобразует речевые сигналы в пакеты данных и отправляет их по известному ему IP адресу к месту назначения. В случае поступления вызова из локальной сети, шлюз H.323 выполняет обратное преобразование пакетов в аналоговые сигналы, в зависимости от набранных цифр выбирает маршрут и устанавливает соединение либо с абонентом ТфОП, либо с местным телефоном, подключенном к голосовой карте шлюза.
Введение с систему телефонного сервера (например, Cisco Call Manager) позволит создать полноценную расширяемую (вплоть до 2000 номеров) УАТС с широким набором дополнительных видов обслуживания, эффективной маршрутизацией и обработкой вызовов. Однако, если целью ставится телефонизация небольшого офиса, то достаточным будет использование шлюза, построенного на базе маршрутизатора или коммутатора.
Схема также может быть расширена подключаемыми к ЛВС:
Очевидно, что на практике возможны различные комбинации
компонентов (маршрутизаторов, серверов, программного обеспечения и т.п.) в
зависимости от конфигурации сети и производителя.
В
настоящее время на рынке предлагаются интегрированные коммуникационные системы
(ИКС), объединяющие в одном модульном или стековом техническом решении
функциональность нескольких устройств: концентратора ЛВС, маршрутизатора и АТС.
Такие системы выглядят как обычные коммутаторы ЛВС и позволяют наиболее простым
способом развернуть ЛВС телефонию. Интегрировав множество традиционных
технологий, разработчики ИКС предлагают предприятиям малого бизнеса экономически
очень привлекательные решения (например, Avaya Argent Branch).
ЛВС-телефония предназначена, главным образом, для создания центров об-работки вызовов, где тесная интеграция ПК и телефона просто необходима.
Однако ЛВС-телефонию можно также порекомендовать как альтернативу УАТС предприятиям:
Использование H.323 протокола не ограничивается ЛВС. Реализация этого стандарта на IP позволяет предоставить клиенту по одному физическому каналу услуги телефонии и Интернет.
У заказчика устанавливается маршрутизатор с голосовыми модулями (вариант а), к которым подключаются телефонные аппараты (или офисная АТС). Голосовые модули выполняют функции шлюза между IP - сетью и аналоговыми телефонными аппаратами, преобразуя голос в IP пакеты. Наряду с подключением телефонных аппаратов к голосовым портам маршрутизатора возможно использование IP-телефонов (вариант б). В таком случае оцифровка речи и упаковка её в пакеты происходит непосредственно в IP-телефоне.
Количество телефонов и скорость доступа в Интернет для пользователей в ЛВС зависят от пропускной способности линии связи. При использовании G.729 кодека необходимая пропускная способность для каждого голосового соединения составит 12 кбит/с. При отсутствии телефонных разговоров вся ёмкость канала используется для доступа в Интернет. Подключение осуществляется по выделенному каналу или по каналу Frame Relay к территориально-распределённой сети поставщика услуг Интернет и IP телефонии.
Такая схема даёт возможность клиенту подключить удалённый офис к территориально - распределённой сети (ТРС) предоставления интегрированных услуг Интернет и IP-телефонии. Естественно, что такой вариант подключения возможен лишь в случае нахождения офиса в пределах территории обслуживания:
Достоинство такого способа подключения в том, что имея
одну линию связи клиент может получить выделенный доступ в Интернет и даже
прямые городские телефонные номера.
Предоставление интегрированных услуг IP-телефонии и
Интернет
Предложенная схема иллюстрирует возможность предоставления абонентам интегрированных услуг телефонии и передачи данных, используя всего одну линию связи к абоненту.
На узле устанавливается маршрутизатор для IP-трафика и голосовой шлюз, соединяющийся с центральной АТС.
Центральная АТС в свою очередь имеет выход в ТфОП.
У клиента устанавливается маршрутизатор, выполняющий также функции шлюза - преобразования голоса в IP пакеты. К маршрутизатору через интерфейсные модули подключены телефонные аппараты или офисная АТС, а через Ethernet порт - ЛВС.
Клиентский шлюз, удовлетворяющий рекомендациям H.323, принимает вызовы от АТС или от оконечного абонентского оборудования, преобразует речевые сигналы в пакеты данных и отправляет их по глобальному IP соединению к месту назначения, устанавливая сессию RTP между шлюзами. Там, в свою очередь, центральный шлюз H.323 выполняет обратное преобразование пакетов в аналоговые сигналы, которые поступают в телефонную сеть центральной АТС, а затем - к абонентам. Очевидно, что процедура вызова клиента аналогична вышеизложенной.
С другой стороны, описываемая схема также позволяет принимать вызовы из ТфОП и перенаправлять их в сеть передачи данных осуществляя услугу Интернет-телефонии.
При использовании G.729 кодека необходимая пропускная способность для каждого голосового соединения составит 12 кбит/с. При отсутствии телефонных разговоров вся ёмкость канала используется для доступа в Интернет.
Сети с интеграцией услуг на основе IP строятся:
Раньше при организации корпоративной телефонной сети, необходимо было создавать инфраструктуру корпоративных межстанционных соединительных линий или арендовать их у операторов связи. Нередко параллельно с телефонной сетью создавалась сеть передачи данных. Таким образом, предприятие имело две различных сети для передачи данных и собственно телефонии.
VoIP позволяет объединить передачу голоса и данных в сетях передачи данных (СПД) как корпоративных, так и публичных. Ключевым компонентом в этом объединении играют шлюзы.
Обеспечивая связь удалённых УАТС через сеть IP, шлюзы сохраняют прозрачность телефонных функций, поскольку передают также и телефонную сигнализацию (например, Q.SIG), в том числе и фирменную (например, ABC у Alcatel или DCS у Avaya). То есть, при использованию шлюзов по IP передаётся и речь, и сигнализация. Таким образом, относительно сервиса ситуация почти не отличается от классической, когда УАТС связывались выделенными каналами.
Производители УАТС выпускают IP-шлюзы в виде плат/модулей, устанав-ливаемых в стативы УАТС. Также доступны шлюзы третьих производителей, например, на базе маршрутизаторов Cisco или Motorola. Помимо обычной импульсно-кодовой модуляции G.711 (64Кбит/с) шлюз способен осуществить G.723 (5,3/6,3 Кбит/с) и G.729 (8 Кбит/с) кодирование, обеспечивая существенное сжатие сигнала и экономию полосы пропускания.
Достоинствами такого подхода при организации корпоративной сети являются:
Описанная технология предназначена для предприятий: