Интегрированные IN/Internet-услуги
Платформа IN, в зависимости от потребностей пользователей и рынка, может быть использована в широком спектре приложений, начиная с услуг управления абонентскими данными для операторов, Internet-провайдеров и поставщиков информации, услуг передачи речи через IP-сети, услуг преобразования телефонных адресов в IP-адреса (и обратно) и заканчивая услугами электронной коммерции, в которых сетевой оператор выступает в роли "доверительной стороны" для пользователей, Internet-провайдеров и поставщиков информации.
С конца 90-х годов операторы сетей связи начали предлагать решения, базирующиеся на интеграции телефонных услуг и услуг Internet. Первым примером такого рода решений может служить использование протокола IP для передачи междугородных факсов. Вскоре на рынке появились услуги типа "Click-to-Dial" (телефонный вызов подачей команды со стороны компьютера, включенного в IP-сеть), которым прочат большую популярность.
УСЛУГА "CLICK-TO-DIAL" (CTD) дает пользователю возможность во время сеанса связи с Internet произвести телефонный вызов путем простой активизации соответствующей пиктограммы на экране своего компьютера. Адрес вызываемой и/или вызывающей стороны, может быть как IP-адресом, так и номером телефонной линии.
УСЛУГА "VIRTUAL SECOND LINE" (VSL) позволяет абоненту ответить на входящий телефонный вызов, не прерывая сеанса связи с Internet. Для этого может быть использован специальный шлюз, преобразующий речевые телефонные сигналы в поток передачи речи по протоколу IP (VolP - Voice over IP) к терминалу пользователя, подключенному к Internet.
УСЛУГА "INTERNET CUSTOMER PROFILE MANAGEMENT" (ICPM) позволяет управлять профилем услуги IN с персонального компьютера прямо из Web-страницы. В настоящее время абонент или пользователь услугой IN может управлять профилем своей услуги при помощи сигналов DTMF или с помощью оператора.
УСЛУГА "INTERNET CALL WAITING" (ICW) позволяет известить пользователя во время сеанса связи с Internet о поступившем телефонном вызове. После того как пользователь будет оповещен, у него имеется на выбор несколько опций: ответить на вызов, приостановив сеанс с Internet, переадресовать вызов в почтовый ящик речевых сообщений, передать вызывающему абоненту сигнал ожидания или вовсе игнорировать вызов. Если пользователь решил ответить на вызов, то устанавливается соединение в телефонной сети, а сеанс с Internet прекращается или приостанавливается с отключением модема. Схема предоставления услуги ICW представлена на рисунке 21.
Рис.21. Схема предоставления услуги ICW
УСЛУГА "IMPROVED VPN" позволяет использовать большинство привлекательных особенностей VPN, распространяя их на сети IP. Кроме традиционных атрибутов услуги VPN, "продвинутая" VPN обеспечивает:
В составе инженерной проблемной группы Internet- IETF(Internet engineering task force) организована рабочая группа под названием PINT (PSTN and Internet interworking), определившая протокол взаимодействия между телефонной сетью и Internet - PINT Profile. Этот протокол позволяет привлекать IP-сеть к предоставлению телефонных услуг (см. рисунок 22). К таким услугам относятся организация связи между абонентами телефонной сети, а также передача и прием содержания факсов по телефону. При этом Internet используется для управляющих воздействий, а передачу речи (или данных) целиком берет на себя телефонная сеть. Работы группы PINT не затрагивают проблем передачи речи через границу между телефонными сетями и IP-сетями.
Рис.22. Общая конфигурация для PINT-услуг
Таким образом, при объединении возможностей телефонных сетей и IP-сетей возможно предоставление двух новых классов услуг: передача речи поверх протокола IP (VolP) и управление соединением в телефонной сети из IP-сети. Аспекты взаимодействия услуг/ приложений IP и услуг IN являются предметом стандартизации в рамках набора CS-4. Прежде чем продолжить обсуждение архитектурных особенностей реализации принципов конвергенции услуг, целесообразно отойти немного в сторону и рассмотреть вкратце архитектурные принципы организации IP-сетей.