Услуга "800" (Freephone, FPH)
История широкого внедрения дополнительных услуг в современном понимании ИУ началась с "Услуги 800". В 1967 г. компания Bell System, в то время практически монопольно владевшая рынком услуг связи США, ввела в план нумерации Северной Америки код доступа к услуге установления телефонного соединения с оплатой за счет вызываемого абонента - "800". Первоначально возможности "Услуги 800" этим и ограничивались. Однако позднее в процессе эволюции алгоритм предоставления "Услуги 800" значительно изменился. Аналоги этой услуги сегодня известны во многих странах мира под различными коммерческими названиями: Услуга 130, Green Number, Numbero Vert, Linkline, 008, Freephone и т. п.
Сам абонентский номер "Услуги 800" в строгом смысле слова телефонным номером не является. Он представляет собой логический идентификатор всей совокупности оконечных установок, принадлежащих абоненту услуги. Логический номер по определенному алгоритму преобразуется в физический сетевой телефонный номер. Результат этого преобразования может зависеть от целого ряда атрибутов и параметров, назначаемых самим абонентом услуги - местонахождения пользователя, числа и времени суток, поступающей нагрузки и т.д.
Рассмотрим алгоритм предоставления "Услуги 800".
После окончания телефонного разговора SCP производит начисление оплаты за вызов в соответствии с правилами, принятыми для услуги "800".
На рисунке 10 показана схема реализации "Услуги 800".
Рис.10. Схема предоставления услуги "800"
Следует учесть, что при пересчете логического номера в конкретный номер, последний для абонентов ТфОП и абонентов подвижной связи может быть различным.
"Услуга 800" является эффективным инструментом рекламы и маркетинга. Ее коммерческий успех является следствием следующих факторов:
С момента введения расширенной услуги Freephone вызовы в сети компании AT&T растут со скоростью 500 млн. вызовов в год. Так, в Великобритании, типичным арендатором услуги у компании British Telecom (ВТ) является компания Rank Xerox, утверждающая, что персоналу удалось сократить время, затрачиваемое на продажу оборудования, с 37 до 4,5 часов.