Для начала задумаемся насколько корректна постановка вопроса. Разве сегодня есть "некомпьютерная телефония"? Ведь сердцем любой современной телефонной станции является именно компьютер, который управляет логикой коммутации, предоставляет интерфейс управления для администратора и выполняет другие жизненно важные функции. Действительно, в этом смысле сегодня можно говорить и о компьютерном автомобиле и о компьютерной кухне, например. Ведь микроволновкой тоже управляет встроенный процессор.
Однако вернемся к телекоммуникациям. Нет нужды говорить насколько изменился стиль и сам способ телекоммуникаций за последние годы. Телефон давно перестал восприниматься как стационарный аппарат, по которому, если повезет, можно будет дозвониться и поговорить с нужным человеком, при этом верхом сервиса считался домашний автоответчик. Сегодня пользователь привык к мобильности, SMS, телеконференциям, телефонным картам, звонкам в Call-центры, переадресации и удержанию вызова, общению с автоматическими справочными, голосовой почте, факс-серверу, получению голосовых сообщений и факсов на E-mail и множеству других удобств. Произошел так же и ряд качественных технологических изменений. Конвергенция телефонии и сетей передачи данных продвинула технологию на качественно новый уровень и стала магистральным направлением развития как публичной так и внутрекорпоративной связи. Либерализация законодательства в области связи вывела на рынок множество альтернативных операторов и привела к жесточайшей конкуренции на рынке услуг связи. Это неизбежно приводит к постоянному резкому снижению цен на трафик, и сегодня продавать время уже крайне сложно - для успешной работы оператору нужно постоянно вводить новые услуги, за которые абоненты готовы платить.
Таким образом сам собой встает вопрос о технологической платформе, которая бы наиболее адекватно отвечала современным требованиям мира телекоммуникаций. Аппаратура должна позволять мгновенно добавлять новые функции, вводить новые услуги, предоставлять сервис абоненту на индивидуальной основе, оптимизировать функциональные и ценовые параметры корпоративной телефонии. Кроме того должна быть возможность быстрого расширения емкости с сохранением ранее вложенных средств, а так же возможность легкого добавления новых интерфейсов, например для подключения к сети IP-телефонии или сотовому коммутатору.
Вся эта ситуация по разнообразию задач и требованиям к гибкости и общедоступности сильно напоминает то, что происходит в мире персональных компьютеров. Как в свое время компьютерный бум был во многом связан с появлением существенно более дешевой аппаратной базы, а потому доступной куда более широкому кругу потенциальных пользователей, точно так же причиной бума компьютерной телефонии в значительной степени стало появление специализированных микросхем цифровой обработки сигнала (digital signal processing, DSP). Благодаря этим схемам стало возможным производство аппаратных средств компьютерной телефонии в виде плат расширения для компьютеров. При этом платы расширения на основе DSP полностью берут на себя все функции, связанные с обеспечением взаимодействия между компьютером и абонентом на линии, поэтому требования к вычислительным ресурсам самого компьютера, где установлены платы расширения, оказываются весьма низкими. Как уже отмечалось, до полной компьютерно-телефонной интеграции еще далеко, однако имеющиеся технических средств уже сейчас позволяют решать самые разные прикладные задачи, в том числе и достаточно сложные. Действительно, открытость компьютерных платформ, их доступность широчайшему кругу программистов, стремительное наращивание мощности - все это привело к тому, что сегодня персональные компьютеры решают невероятно широкий спектр задач: научные вычисления, офисные приложения, игры, графические станции, музыкальные студии и т.д. и т.п. Очевидно, что более удачной платформы для быстрой реализации логики абсолютно любых телефонных услуг найти невозможно. Имея механизм сопряжения компьютера с телефонной сетью, программисты, работая в привычных для себя программных средах и операционных системах, могут быстро реализовать любую функциональность, которая потребовалась оператору связи, ввести любую дополнительную услугу, мгновенно изменить конфигурацию, индивидуальную настройку услуг абонента, отчетности, нарастить возможности офисной телефонии и выполнить абсолютно любые задачи из этой области. Без всякого ограничения, ведь это просто программирование стандартных компьютерных систем, т.е. обычное программирование под Unix, Windows и т.д.
Именно это и понимается под термином Компьютерная Телефония (КТ) сегодня. И ключевое слово здесь - открытость. Нет больше зависимости от производителя коммутатора: не нужно задаваться вопросом какие услуги можно будет реализовать в будущем на этом оборудовании, а какие нельзя; не нужно доказывать производителю коммерческую целесообразность изменений в закрытой системе; не нужно больше платить огромные деньги за такие индивидуальные изменения и годами ждать их реализации.
Вместо всего этого просто программируется, например на Си++, приложение, реализующее требуемую задачу, затем этот компьютер подключается к имеющемуся коммутатору, и вопрос решен. Конечно все это при условии наличия технологии сопряжения компьютеров с телефонными сетями, которая бы отвечала всем требованиям надежности телефонии.
Вообще надежность - это единственный вопрос, который не очевиден при сравнении традиционного способа решения телекоммуникационных задач и решения с помощью Компьютерной Телефонии. Однако персональные компьютеры давно перестали ассоциироваться с бытовыми приборами и домашними рабочими станциями. Стремительный рост производительности и постоянное повышение надежности давно изменили отношение к компьютерным платформам, и приставка "персональный" звучит уже больше как анахронизм и дань традиции. Широкое применение мощных отказоустойчивых промышленных серверов в самых критичных отраслях индустрии свидетельствует об абсолютно достаточной технологической зрелости платформы. Что касается плат сопряжения этих компьютеров с телефонными сетями, то здесь та же ситуация - реально все зависит от производителя.