Для более подробного описания решений, предлагаемых в настоящее время на российском рынке для создания систем электронной коммерции, определимся с самим понятием «электронная коммерция».
В общем случае «система электронной коммерции» представляет собой определенную Интернет-технологию, предоставляющую участникам системы следующие возможности:
Важной (но необязательной) составляющей систем электронной коммерции являются системы проведения электронных платежей - в этом случае одним из участников системы становится банк.
Рис. 1. Схема электронной коммерции.
В числе функциональных возможностей, реализуемых системами электронной коммерции, можно выделить следующие:
Исходя из того, какими функциональными возможностями обладает та или иная система, решения в области электронной коммерции можно разделить на типы:
Одним из самых совершенных отечественных решений в этой области является система электронной коммерции «ЭлИТ», разработанная компанией АйТи и представляющая собой полнофункциональное технологическое ядро, которое обеспечивает выполнение всех видов операций, типичных для Интернет-бизнеса. На основе тщательно проработанных технических спецификаций для конкретной реализации электронного магазина в сжатые сроки созданы Web-шаблоны, определяющие бизнес-процессы и внешний вид сервера.
Наиболее интересной тенденцией в развитии систем электронной коммерции за рубежом и в России является развертывание на их основе корпоративных коммерческих систем (работающих по схеме «business-to-business»). Данное направление на ближайшие 1-2 года будет наиболее перспективным - вследствие того, что количество частных пользователей Интернета (и соответственно потенциальных Интер-нет-покупателей) в России (особенно в регионах) пока еще не достигло «критической массы», необходимой для интенсивного развития небольших и средних электронных магазинов.
Корпоративные системы электронной коммерции могут иметь различное назначение и строиться по разным технологическим схемам:
Лучшей основы решения этих и других проблем, чем Интернет-системы электронной коммерции, не найти.
Операторы связи имеют ряд весомых преимуществ по сравнению с другими потенциальными игроками рынка электронной коммерции. Прежде всего, конечно, это наличие необходимых аппаратных ресурсов. Даже с учетом того факта, что системы электронной коммерции могут размещаться на собственной программно-аппаратной платформе владельца системы - создание и поддержка такой платформы дело весьма затратное, поэтому вероятнее всего клиенту будет значительно выгоднее работать в этой области именно с Интернет-провайдером.
Вторым не менее важным аспектом, способствующим успешному развитию этого вида бизнеса операторами связи, является наличие уже сложившейся клиентской базы (особенно в регионах), а также возможность создания корпоративной системы электронной коммерции в рамках «большого» проекта. Нельзя сбрасывать со счетов и высококвалифицированные кадры компаний-операторов (как технических специалистов, хорошо знающих Интернет-технологии, так и организаторов-менеджеров, имеющих опыт продвижения телекоммуникационных услуг).
По уровню реализации систем электронной коммерции операторы связи могут предлагать следующие решения:
Оператор/провайдер может выступать и как поставщик готовых решений для конечных клиентов, и как субподрядчик, предоставляющий необходимые аппаратно-про-граммные ресурсы для группы компаний, создающих конкретные реализации электронных магазинов для конечных заказчиков (Web-дизайн, настройки, обучение специалистов заказчика).
Рассмотрим последовательность организационно-технологических мероприятий по развертыванию системы электронной коммерции на программно-аппаратной платформе оператора/провайдера.
При этом функции участников проекта могут быть распределены следующим образом:
Компания-разработчик устанавливает, настраивает и сопровождает программное обеспечение электронной коммерции, проводит обучение специалистов оператора/провайдера.
Оператор/провайдер устанавливает, настраивает и сопровождает аппаратную часть Web-узла электронной коммерции, обеспечивает настройку операционной системы и протоколов взаимодействия с коммуникационным оборудованием.
Разработчик и оператор/провайдер совместно проводят:
При различных вариантах организации взаимодействия участников системы возможно различное распределение базовых функций между ними. Например, разработчик базового ПО помимо сопровождения и поставки обновленных версий может осуществлять разработку типовых конфигураций (новых видов шаблонов) и обучение специалистов как оператора/провайдера, так и конечных заказчиков. Оператор/провайдер может иметь мощное подразделение электронной коммерции, обеспечивающее проведение полного цикла работ для конечных заказчиков, или же может передать часть функций компаниям, оказывающим дополнительные услуги и тд.