Нет, наверное, такого сегмента телекоммуникационного рынка, где не используются автоматизированные системы расчетов. Они находят применение в традиционной и IP-телефонии, в сетях сотовых операторов и в работе провайдеров Internet, в кабельном и спутниковом телевидении. При этом биллинговая система должна учитывать особенности бизнес-модели, принятой в каждой конкретной организации. Все это усложняет задачу внедрения биллинга: по сути в каждом конкретном случае приходилось реализовать свою уникальную систему. Данная ситуация заставила ведущих поставщиков АСР разработать системы биллинга с модульной структурой, что позволяет оставлять неизменным ядро и адаптировать под требования заказчика только периферийные модули. Это решение существенно снижает финансовые и временные затраты при внедрении биллинговых систем.
Для данного обзора отобраны отечественные биллинговые системы, которые изначально разрабатывались как коммерческий продукт. Это весьма существенная оговорка, поскольку многие операторские компании самостоятельно создавали АСР для решения собственных задач. Добившись неплохих результатов, они предлагают на рынок разработанную биллинговую систему как тиражируемый продукт. Данный подход имеет право на существование, но в общем случае таким решениям свойственны определенные ограничения. Они связаны с тем, что изначально биллинговая система создавалась под бизнес-модель конкретного оператора, под вполне определенный круг задач. Некоторым компаниям удается адаптировать продукт, другие испытывают на этом пути определенные сложности.
Разумеется, далеко не все биллинговые системы, достойные отдельного рассмотрения, попали в данный реверат, ибо, как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное».
Модульная архитектура «Абсолют» обеспечивает гибкую настройку функциональности под потребности заказчика. Ядро системы содержит встроенный модуль тарификации, реализующий все функции учета абонентов, ведения тарифных планов, приема платежей, тарифицирования соединений, формирования счетов и т. п. Оно создано на основе СУБД Oracle и работает на аппаратных платформах UNIX компаний Hewlett-Packard, Sun Microsystems, IBM, возможно применение платформ Intel Pentium c Linux Red Hat. С ядром тесно взаимодействует аналитический модуль обработки различных статистических данных деятельности провайдера и формирования отчетов.
Модуль авторизации, аутентификации и тарификации коммутируемых соединений при доступе в Internet построен на основе сервера RADIUS, обеспечивает контроль и управление аутентификацией пользователя, а также позволяет собирать статистическую информацию и записи о вызовах (CDR и Internet Data Records, IDR) от множества источников в сети.
С помощью модуля сбора и агрегации трафика IP производятся анализ потоков по выделенным линиям и их группировка по различным признакам для передачи в ядро системы. Провайдер способен самостоятельно конструировать новые услуги благодаря возможности учета дифференцированного трафика с настраиваемой функцией его агрегации.
Специализированный модуль для работы с технологиями VoIP рассчитан на работу с оборудованием компании Cisco Systems по протоколу RADIUS. Взаимодействие с абонентами обеспечивается благодаря наличию русскоязычных голосовых сценариев и набора различных методов оплаты по карточкам. АСР «Абсолют» содержит расчетный сервис подготовки счетов для клиентов. Кроме того, он служит для проведения взаиморасчетов между провайдерами услуг VoIP и операторами телефонных сетей.
Система «Атлант» может быть реализована на базе разных СУБД. Выбор конкретного решения связан с ее масштабом. Так, для оператора, обслуживающего до 10 тыс. абонентов, вполне подойдет СУБД Btrieve, а в качестве аппаратной платформы — сервер с ОС Windows NT или Linux. Масштабные системы используют СУБД Sybase или Oracle и ОС Solaris. Для рабочих мест вполне подойдут компьютеры с ОС Windows 95 и выше. В настоящее время АСР «Атлант» сертифицирована для обслуживания до 2 млн абонентов.
Для предварительной обработки тарифицируемой информации от разных источников и управления сетевыми устройствами в «Атлант» может быть включен программный комплекс Mediation Device (MD) — устройство-посредник. С его помощью система легко адаптируется к расширению спектра и увеличению объема предоставляемых услуг, при этом обеспечивается унификация интерфейсов и повышается качество обработки тарифицируемой информации. Последнее свойство особенно важно при большом числе абонентов. Кроме того, MD способен обрабатывать некорректные записи CDR. Комплекс MD участвует в процедурах блокировки и активации абонентов, а также различных сервисов. Он поддерживает функции архивации и восстановления информации, необходимой для корректной работы коммуникационного оборудования. В настоящее время производительность программного комплекса MD обеспечивает надежную работу биллинговой системы в сети, имеющей порядка 1 млн абонентов.
В семейство продукции «Барсум» входят три решения — «Офис», «Про» и «Оператор», каждое из которых ориентировано на свой сегмент телекоммуникационного рынка. Система «Барсум Офис» предназначена для контроля использования телефонной связи в компаниях, имеющих собственные учрежденческие АТС, в том числе сеть телефонных станций. Она позволяет оценивать структуру вызовов, определять степень загрузки соединительных линий и выставлять счета за телефонные переговоры, осуществляемые в интересах клиентов компаний.
Решение «Барсум Про» ориентировано на работу в бизнес-центрах, гостиницах и других местах, где телефонные линии предоставляются клиентам в краткосрочную аренду. При этом производится регистрация клиентов, поддерживаются режимы периодической и итоговой выписки счетов за оказанные услуги связи, автоматический учет скидок и налогов, а также передача данных в гостиничную информационную систему.
Операторские компании, предоставляющие услуги связи, могут воспользоваться системой «Барсум Оператор» для автоматизации расчетов с партнерами и клиентами. Это решение позволяет вводить индивидуальные тарифные планы, выбирать удобные схемы тарификации, включая посекундную, использовать кредитные и авансовые формы расчетов. Предусмотрена интеграция с внешними бухгалтерскими системами.
Все системы «Барсум» могут работать в отложенном режиме и реальном времени, имеют защиту от несанкционированного доступа и ведут расчеты в различных валютах. Данные АСР работают практически со всеми телефонными станциями ведущих производителей. В качестве СУБД могут выступать Sybase или Microsoft SQL, в роли аппаратной платформы — компьютеры с процессорами Intel Pentium и ОС Windows.
Эта расчетная система разрабатывалась для тарификации телефонных услуг, доступа в Internet, услуг электронной коммерции и остальных видов телекоммуникационного бизнеса. Она способна работать как в корпоративных, так и операторских сетях. Кроме того, «Биллинг АйТи» может быть применена для расчетов за услуги в любой другой области, будь то коммунальное обслуживание, аренда помещений, энергетика и т. п.
С ее помощью пользователь может автоматизировать собственные бизнес-процессы, вести единую базу данных о клиентах и предоставляемых услугах, оценить текущее состояние ресурсов сети и своевременно выявлять должников по оплате услуг. Система обеспечивает настройку под конкретные требования заказчика, с учетом типов потребителей и поставщиков услуг. В ней предусмотрено применение гибкой системы тарифов и скидок, кредитного и авансового режимов работы. Балансы клиентов ведутся в реальном времени.
Оплата услуг может производиться в любой выбранной валюте, имеется механизм расчета налоговых сборов и учета различных льгот. При изменении действующего законодательства систему несложно перестроить в соответствии с новыми требованиями. АСР «Биллинг АйТи» способна взаимодействовать с другими информационными системами семейства БОСС, выпускаемыми компанией «АйТи». Последние предназначены для автоматизации бухгалтерского учета, финансов компании, работы отдела кадров, поддержки электронного делопроизводства и документооборота.
Биллинговая система «Биллинг АйТи» работает с СУБД Oracle, но может быть реализована на базе любой СУБД с поддержкой механизмов SQL. В качестве аппаратной платформы используется любое решение, как на основе UNIX, так и Windows, обеспечивающее работу выбранной СУБД. Система способна обслуживать сети с числом абонентов до 1 млн и неограниченным числом поддерживаемых видов услуг.
Система Anphone-MN обеспечивает не только работу с абонентами, но и анализ текущего трафика с выдачей предупреждающих сигналов о нештатных ситуациях в сети, а также передачу тарифицируемых данных во внешние системы расчетов, например в «1С-Бухгалтерию». Она поддерживает неограниченное число тарифных планов с разбивкой по трем направлениям (междугородные и международные вызовы, связь по спутниковому каналу) при произвольном числе тарифных зон. Для каждого из них предусмотрен большой выбор параметров, позволяющих гибко учитывать потребности абонентов. Кроме того, системой производится сбор статистических данных по входящим и исходящим вызовам для функции СОРМ, а также функции межоператорского взаимодействия.
Система Anphone-MN является распределенной и построена по модульному принципу. Получение и анализ CDR могут происходить в отложенном режиме и режиме реального времени. При этом собираемая с АТС информация кодируется по специальному алгоритму для сжатия данных и защиты от несанкционированного доступа. В системе предусмотрен механизм обеспечения отказоустойчивости при передаче тарифицируемой информации в расчетный центр. В настоящее время Anphone-MN представлена на получение сертификата Гостехкомиссии по выполнению требований к информационной безопасности.
Биллинговая система Anphone-MN использует СУБД Dbase IV и работает на базе ОС Windows 95 и выше. Столь невысокие требования к аппаратной части позволяют существенно снизить общую стоимость решения и тем не менее обеспечить надежность на характерном для сферы применения указанной системы уровне.
Название этой системы расшифровывается какConvergent Business Operations Support System, или система операционного обеспечения бизнеса связи. Она предназначена для комплексной автоматизации предприятий связи и включает в себя несколько сотен программных модулей. С их помощью обеспечивается высокая степень автоматизации работы с абонентами, включая выставление счетов и управление ресурсами сети, предоставляемыми клиенту, что позволяет избежать появления дебиторской задолженности. Интерактивная система автоматического абонентского обслуживания дает возможность самостоятельно изменять набор сервисных функций, получать информацию о текущем состоянии счета и проводить зачисление платежей. В функции CBOSS входит система оценки трафика, включая поддержку «горячего» биллинга.
Помимо работы с абонентами CBOSS позволяет автоматизировать внутренние бизнес-процессы компании: деятельность отдела снабжения и склада, отдела учета и ремонта оконечного оборудования, отдела кадров, планово-финансового отдела. Выполнение бухгалтерских функций обеспечивается в ручном или автоматическом варианте с поддержкой мультивалютного режима, составления счетов-факту р, ведения журнала учета, книги продаж, кассовой книги в соответствии с текущим законодательством. Кроме того, в CBOSS включена система контроля исполнения служебных заданий сотрудниками организации.
В качестве дополнения к системе CBOSS компания «СофтПро» предлагает такие продукты, как CBOSSacc (автоматическая система сервиса абонентов), CBOSSics (Internet-система сервиса абонентов), CBOSSsms (система коротких сообщений), CBOSSdss (система поддержки принятия решений) и CBOSSssc (вспомогательный коммутационный центр) для реализации услуг, не поддерживаемых коммутационным оборудованием. Программную основу CBOSS составляет СУБД Oracle, а аппаратную — серверы UNIX и дисковые массивы RAID. Рабочие места в системе реализуются на базе ОС Windows. Интерфейсные модули написаны на языке Си, причем их исходные коды предоставляются заказчикам. Это дает возможность самостоятельной разработки стыков с новыми устройствами.
Хотя данная система заявлена для применения во всех сегментах телекоммуникационного рынка, наибольшую популярность она получила в сотовой связи. Именно она используется в сети МТС.