Проблема выбора биллинговой системы

Если задаться вопросом, какие системы поддержки бизнеса и, в частности, биллинговые системы нужны оператору, то единого ответа мы не найдем. Нельзя мерить операторов одним аршином, по крайней мере, операторов фиксированной и мобильной связи.

Сейчас в основном завершается период борьбы за абонента в сетях мобильной связи. Общая численность пользователей этих сетей в мире уже превысила 1 миллиард, и сегодня наблюдается замедление динамики роста их количества. Можно считать, что спрос на традиционную услугу передачи речи в основном удовлетворен, и приоритеты операторов мобильной связи постепенно меняются. От первой фазы развития (борьба за территориальное доминирование) они переходят к следующим, уделяя все больше внимания цеповой политике и поиску собственного стиля. Операторы мобильной связи заинтересованы во внедрении новых услуг (телематика, ММS, WLАМ) и в достижении наиболее выгодного соотношения цена/качество при реализации данных услуг. Исходя из этих соображений они и подбирают для себя биллинговые решения.

Сети фиксированной связи, в силу известных причин, не так приспособлены к быстрому росту абонентской базы, как сети мобильной связи, да и возможный спектр предлагаемых услуг в них не так широк. Считается, что приоритеты операторов сегодня распределяются следующим образом: три четверги операторов мобильной связи в настоящее время ориентированы на предложение новых услуг, а три четверти операторов фиксированной связи - на снижение эксплуатационных расходов. Если говорить о выборе биллинговых систем, то такая дифференциация может оказывать на него заметное влияние (в одном случае важен набор функций, в другом - стоимость решения), хотя в целом биллинговые системы у операторов сотовой и традиционной связи решают весьма схожие задачи. Стоит отметить, что при выборе биллинговых систем разные подходы демонстрируют также новые и уже давно работающие на рынке компании. Новый оператор в современных условиях жесткой конкурентной борьбы стремится максимально сократить срок от момента получения лицензии до начала коммерческой деятельности. Поэтому такой оператор обычноне может себе позволить тратить время на самостоятельную разработку биллинговой системы, которая необходима для его функционирования, и вынужден покупать уже готовую и часто целиком. Расходы на такую покупку, кстати, нередко оказываются значительно ниже, чем при создании системы собственными силами.

В то же время, как показывает опыт, крупные, давно существующие телекоммуникационные компании обычно не готовы или не имеют возможности моментально разрушить уже отлаженную и действующую у них биллинго-вую систему со своей инфраструктурой, в которую в течение долгого времени вкладывались большие средства, и заменить ее на новую, даже если она представляется намного более эффективной. В подобных случаях целесообразно проводить поэтапную модернизацию биллинговой системы. Задача модернизации разбивается на несколько стадий, очередность выполнения которых определяется на основе приоритетов компании, после чего новая система внедряется помодулыю. Во многих случаях эти модули можно покупать по отдельности, причем у разных производителей (отметим, что такая практика получает все более широкое распространение).

По этой причине удобными считаются системы с открытой архитектурой, которые можно гибко перестраивать и масштабировать (например, системы, работающие с использованием ОС UNIX). Однако. существуют и критики открытых систем, утверждающие, что очень трудно получить рекламируемую и ожидаемую экономию средств при эксплуатации таких систем, а по производительности они уступают системам типа mainframe. Тем не менее повсеместное применение открытых систем и модульных программных пакетов следует считать свершившимся фактом.

В ряде случаев компании, не располагающие возможностью осуществлять биллинг самостоятельно, прибегают к услугам третьей стороны, которая имеет соответствующие ресурсы и оснащение. Такая практика, получившая название "аутсорсинг", наиболее распространена в США, где к ней прибегают до 31% операторов связи. В Европе в 1999 г. эту возможность использовали лишь 9% операторов, но на протяжении последних четырех лет доля таких компаний неуклонно росла.

Особо привлекательным аутсорсинг представляется для новых компаний,поскольку он позволяет быстро запять свое место па рынке и дает определенную экономию капиталовложений.

Аустсорсипг может приобретать разнообразные формы. Например, оператор может направлять со своего коммутатора записи СDR(Саll Detail Rесоrds) на тарификацию крупной компании класса АSР (Аррlication Sегviсе Ргоvideг). Плата за такую услугу берется пропорционально количеству обработанных СDR.

Важным аспектом, связанным с обострившейся конкуренцией, является относительно быстрое устаревание биллинговых систем. Системы, созданные несколько лет назад, сегодня уже начинают отставать от требований рынка. По данным агентства Сhorleywood Соnsulting, в течение первых 4 лет эксплуатации меняется почти половина биллинговых систем (49%), а в течение первых 10 лет - 84% Считается, что средний срок службы биллинговой системы составляет в настоящее время 5-6 лет.

НАЗАД

СТАРТОВАЯ СТРАНИЦА

ВПЕРЁД

Hosted by uCoz