3.1.1.Оперативность

Время доступа к информации является одним из самых важных параметров любого приложения. Однако организация такого доступа для мобильного абонента связана с дополнительными трудностями. Мобильный абонент более требователен практически ко всем этапам процесса доступа.

- Установление соединения с услугой — ожидание более 50 секунд без видимых причин практически всегда приводит к отказу от использования общедоступного сервиса или к конфликтам с техническими службами обеспечения внутрикорпоративного доступа.

- Время обращения к следующему блоку данных при пользовании услугой зависит от скорости передачи данных в сети и носителя WAP-протокола. Носитель протокола оказывает большое влияние на время установления соединения и время перехода к следующему интерфейсу. В сетях GSM, например, SMS в качестве носителя позволяет установить соединение менее чем за 15 секунд. Однако доступ к следующему WML-pecypcy может происходить со значительными задержками. В той же самой сети при использовании для соединения голосового тракта время установления соединения увеличивается вдвое, но многократно уменьшается время последующей реакции на запросы абонента.

Наиболее важным отличием абонентов сотовых сетей от пользователей Internet является их предрасположенность к использованию персонифицированных региональных услуг, а не анонимных международных. Такой подход к услугам предполагает новые требования к уже существующим сервисам. Эти требования очень сходны с аналогичными требованиями при разработке систем реального времени и возникают из анализа условий применения. Многие из них основаны на психологических особенностях восприятия человеком при работе с сотовым терминалом в качестве средства доступа к удаленным данным.

Как уже упоминалось, одним из таких условий является отсутствие концентрации внимания у абонента по отношению к сотовому терминалу в течение длительного промежутка времени. Такое отношение к устройству доступа делает его совершенно отличным от персонального компьютера, который традиционно использовался для доступа к данным при разработке клиент серверных приложений и Internet/intranet-приложений.

Другими важнейшими особенностями условий применения являются время ответа и способ создания сценариев работы пользователя.

Известно, что постоянная задержка более 15 секунд между последовательными запросами исключает возможность диалогового воздействия даже для пользователей компьютера. В некоторых случаях такой отклик неизбежен (например, при выполнении поиска в большой базе данных), и требуются специальные процедуры, которые дают пользователю возможность переключиться на иную деятельность, а ответ получить в другое, более удобное время и, возможно, с использованием других средств доступа к данным (SMS, голосовая почта, WAP-интерфейс к результатам выборки, голосовой портал, Web-интерфейс).

Оптимальным для человеческой психики считается время отклика от 2 до 4 секунд. Добиться этого достаточно трудно в условиях беспроводных сетей.

Наличие малого времени отклика на запрос можно считать первым требованием к работающему беспроводному приложению.

Второе требование заключается в необходимости учитывать особенности кратковременной памяти абонента. Человек непроизвольно разбивает свои действия на блоки. При этом факт выполнения полного набора действий в блоке вызывает у него ощущение завершенности.

Результат действия этих факторов проявляется в том, что функции, которые абонент может и желает выполнять с помощью сотовых терминалов, изменяют свой характер, если задержка времени ответа превышает интервал в 2—4 секунды. В простых случаях диалога типа "запрос-ответ" может быть допустимой и большая задержка, но при выполнении более сложных действий задержка дольше 10 секунд приведет, скорее всего, к отказу абонентов от использования приложения.

Известно также, что нет пропорциональной зависимости между уменьшением эффективности умственной деятельности и увеличением времени ответа. Когда возрастающая задержка проходит через определенные значения, эффективность умственной деятельности испытывает резкий спад, который можно рассматривать как психологический скачок вниз.

В современном быстро меняющемся мире востребованными оказываются только своевременные услуги. Понятие своевременности относится не только к процессу изучения и создания новой услуги, но и к фазе исполнения. Например, трудно себе вообразить абонента сотовой сети, который на сотовом терминале в разделе новостей станет интересоваться архивом прошлого года. Более вероятен просмотр самых последних новостей. Поиск по архивам гораздо удобнее выполнять на настольном компьютере по каналам Internet.

Процесс организации своевременной услуги включает три этапа: сбор информации от провайдеров, интеграция с существующей базой данных и процесс доставки абоненту. Уже при таком простом рассмотрении видно, что процесс доставки есть не что иное, как публикация содержимого базы данных.

Таким образом, динамичность содержания порождает вполне определенные требования к технической реализации.

Более детальный взгляд на природу предоставления услуг дает еще один аспект динамичности — сопровождение. Процесс управления услугами для сотового оператора является одним из самых важных. Все более актуальным становится вопрос о повышении скорости принятия решений при управлении услугами. В этих условиях управление статусами услуги в базе данных является едва ли не единственным способом поддержания такой динамичности.

С технической точки зрения имеется три аспекта динамичности — на стороне клиента, на сервере приложений, в сервере базы данных.

Рассматривая в качестве примера беспроводное приложение, обеспечивающее возможность оперативной публикации новостей на сотовом терминале, опишем подробнее все три аспекта.

Оперативное содержание в базе данных это вопрос построения бизнес-логики, обеспечивающей своевременное обновление информации о новостях в локальной базе данных. В зависимости от канала получения информации, это обновление может быть реализовано различными способами. Наиболее распространенными в настоящее время являются методы обновления, основанные на получении информации из Internet посредством HTTP-запроса (или получения e-mail-сообщения) и пополнение базы из "плоского" файла, размещенного в каталоге локального компьютера.

Оперативность на сервере приложений связана с необходимостью подготовки пакета данных для последующей доставки (публикации). Обычным методом является запрос к базе данных с дальнейшим превращением результатов запроса либо в пакет XML, либо в HTML-документ (возможны вариации: файлы RTF, DOC, XLS, RPT), либо в WML-документ. Для беспроводного WAP-приложения характерно завершение процесса публикации передачей подготовленного пакета данных HTTP-серверу для отправки абоненту.

Оперативность на стороне клиента часто требуется для поддержания бизнес-логики, которую нецелесообразно выполнять на двух уже описанных стадиях. Самыми простыми и наиболее распространенными примерами такой логики являются верификация правильности ввода в поля предлагаемой формы и выполнение простых вычислений с целью показа их результатов пользователю. Реализация бизнес-логики на стороне клиента оформляется в виде некоторого сценария, работающего на сотовом терминале. Очень часто этот сценарий является обычным WML-документом, динамически формируемым в процессе обращения к сервису на стороне сервера приложений. Однако самые эффективные методы взаимодействия с абонентом используют более сложные реализации этого процесса взаимодействия на основе WMLScript.

Предыдущая страница    Основная страница    Следующая страница

Hosted by uCoz