Для осуществления подслушивания крэкеру необходимо иметь доступ к машине, расположенной на пути сетевого потока, который необходимо анализировать; например, к маршрутизатору или PPP-серверу на базе UNIX. Если крэкеру удастся получить достаточные права на этой машине, то с помощью специального программного обеспечения сможет просматривать весь трафик, проходящий через заданные интерфейс.
Второй вариант - крэкер получает доступ к машине, которая расположена в одном сегменте сети с системой, которой имеет доступ к сетевому потоку. Например, в сети "тонкий ethernet" сетевая карта может быть переведена в режим, в котором она будет получать все пакеты, циркулирующие по сети, а не только адресованной ей конкретно. В данном случае крэкеру не требуется доступ к UNIX - достаточно иметь PC с DOS или Windows (частая ситуация в университетских сетях)
Поскольку TCP/IP-трафик, как правило, не шифруется (мы рассмотрим исключения ниже), крэкер, используя соответствующий инструментарий, может перехватывать TCP/IP-пакеты, например, telnet-сессий и извлекать из них имена пользователей и их пароли.
Следует заметить, что данный тип атаки невозможно отследить, не обладая доступом к системе крэкера, поскольку сетевой поток не изменяется. Единственная надежная защита от подслушивания -- шифрование TCP/IP-потока (например, secure shell) или использование одноразовых паролей (например, S/KEY)
Другое вариант решения - использование интеллектуальных свитчей и UTP, в результате чего каждая машина получает только тот трафик, что адресован ей.
У каждой палки два конца. Естественно, подслушивание может быть и полезно. Так, данный метод используется большим количеством программ, помогающих администраторам в анализе работы сети (ее загруженности, работоспособности и т.д.). Один из ярких примеров - общеизвестный tcpdump
Активные атаки можно разделить на две части. В первом случае крэкер предпринимает определенные шаги для перехвата и модификации сетевого потока или попыток "притвориться" другой системой. Во втором случае протокол TCP/IP используется для того, чтобы привести систему-жертву в нерабочее состоянии.
Обладая достаточными привилегиями в Unix (или попросту используя DOS или Windows, не имеющие системы ограничений пользователей), крэкер может вручную формировать IP-пакеты и передавать их по сети. Естественно, поля заголовка пакета могут быть сформированы произвольным образом. Получив такой пакет, невозможно выяснить откуда реально он был получен, поскольку пакеты не содержат пути их прохождения. Конечно, при установке обратного адреса не совпадающим с текущим IP-адресом, крэкер никогда не получит ответ на отосланный пакет. Однако, как мы увидим, часто это и не требуется.
Возможность формирования произвольных IP-пакетов является ключевым пунктом для осуществления активных атак.
Рис. 2. Установка TCP-соединения
После этого соединение считается установленным и начинается обмен данными. При этом каждый пакет имеет в заголовке поле для sequence number и acknowledge number. Данные числа увеличиваются при обмене данными и позволяют контролировать корректность передачи.
Предположим, что крэкер может предсказать, какой sequence number (S-SYN по схеме) будет выслан сервером. Это возможно сделать на основе знаний о конкретной реализации TCP/IP. Например, в 4.3BSD значение sequence number, которое будет использовано при установке следующего значения, каждую секунду увеличивается на 125000. Таким образом, послав один пакет серверу, крэкер получит ответ и сможет (возможно, с нескольких попыткок и с поправкой на скорость соединения) предсказать sequence number для следующего соединения.
Если реализация TCP/IP использует специальный алгоритм для определения sequence number, то он может быть выяснен с помощью посылки нескольких десятков пакетов серверу и анализа его ответов.
Итак, предположим, что система A доверяет системе B, так, что пользователь системы B может сделать "rlogin A" и оказаться на A, не вводя пароля. Предположим, что крэкер расположен на системе C. Система A выступает в роли сервера, системы B и C - в роли клиентов.
Первая задача крэкера - ввести систему B в состояние, когда она не сможет отвечать на сетевые запросы. Это может быть сделано несколькими способами, в простейшем случае нужно просто дождаться перезагрузки системы B. Нескольких минут, в течении которых она будет неработоспособна, должно хватить. Другой вариант - использование описанными в следующих разделах методов.
После этого крэкер может попробовать притвориться системой B, для того, что бы получить доступ к системе A (хотя бы кратковременный).
Крэкер высылает несколько IP-пакетов, инициирующих соединение, системе A, для выяснения текущего состояния sequence number сервера.
Крэкер высылает IP-пакет, в котором в качестве обратного адреса указан уже адрес системы B.
Система A отвечает пакетом с sequence number, который направляется системе B. Однако система B никогда не получит его (она выведена из строя), как, впрочем, и крэкер. Но он на основе предыдущего анализа догадывается, какой sequence number был выслан системе B
Крэкер подтверждает "получение" пакета от A, выслав от имени B пакет с предполагаемым S-ACK (заметим, что если системы располагаются в одном сегменте, крэкеру для выяснения sequence number достаточно перехватить пакет, посланный системой A). После этого, если крэкеру повезло и sequence number сервера был угадан верно, соединение считается установленным.
Теперь крэкер может выслать очередной фальшивый IP-пакет, который будет уже содержать данные. Например, если атака была направлена на rsh, он может содержать команды создания файла .rhosts или отправки /etc/passwd крэкеру по электронной почте.
Представим это в виде схемы:
Рис. 3. IP-spoofing
В случае использования более интеллектуальных средств контроля за сетью администратор может отслеживать (в автоматическом режиме) пакеты от систем, которые в находятся в недоступном состоянии. Впрочем, что мешает крэкеру имитировать работу системы B ответом на ICMP-пакеты?
Какие способы существуют для защиты от IP-spoofing? Во-первых, можно усложнить или сделать невозможным угадывание sequence number (ключевой элемент атаки). Например, можно увеличить скорость изменения sequence number на сервере или выбирать коэффициент увеличения sequence number случайно (желательно, используя для генерации случайных чисел криптографически стойкий алгоритм).
Если сеть использует firewall (или другой фильтр IP-пакетов), следует добавить ему правила, по которым все пакеты, пришедшие извне и имеющие обратными адресами из нашего адресного пространства, не должны пропускаться внутрь сети. Кроме того, следует минимизировать доверие машин друг другу. В идеале не должны существовать способа, напрямую попасть на соседнюю машину сети, получив права суперпользователя на одной из них. Конечно, это не спасет от использования сервисов, не требующих авторизации, например, IRC (крэкер может притвориться произвольной машиной Internet и передать набор команд для входа на канал IRC, выдачи произвольных сообщений и т.д.).
Шифрование TCP/IP-потока решает в общем случае проблему IP-spoofing'а (при условии, что используются криптографически стойкие алгоритмы).
Для того, чтобы уменьший число таких атак, рекомендуется также настроить firewall для фильтрации пакетов, посланных нашей сетью наружу, но имеющих адреса, не принадлежащие нашему адресному пространству. Это защитит мир от атак из внутренней сети, кроме того, детектирование подобных пакетов будет означать нарушение внутренней безопасности и может помочь администратору в работе.
Напомним, что при передаче данных постоянно используются sequence number и acknowledge number (оба поля находятся в IP-заголовке). Исходя из их значения, сервер и клиент проверяют корректность передачи пакетов.
Существует возможность ввести соединение в "десинхронизированное состояние", когда присылаемые сервером sequence number и acknowledge number не будут совпадать с ожидаемым значениеми клиента, и наоборот. В данном случае крэкер, "прослушивая" линию, может взять на себя функции посредника, генерируя корректные пакеты для клиента и сервера и перехватывая их ответы.
Метод позволяет полностью обойти такие системы защиты, как, например, одноразовые пароли, поскольку крэкер начинает работу уже после того, как произойдет авторизация пользователя.
Есть два способа рассинхронизировать соединение
Соединение десинхронизируется на стадии его установки.Крэкер прослушивает сегмент сети, по которому будут проходить пакеты интересующей его сессии
Дождавшись пакета S-SYN от сервера, крэкер высылает серверу пакет типа RST (сброс), конечно, с корректным sequence number, и, немедленно, вслед за ним фальшивый C-SYN-пакет от имени клиента
Сервер сбрасывает первую сессию и открывает новую, на том же порту, но уже с новым sequence number, после чего посылает клиенту новый S-SYN-пакет.
Клиент игнорирует S-SYN-пакет, однако крэкер, прослушивающий линию, высылает серверу S-ACK-пакет от имени клиента.
Итак, клиент и сервер находятся в состоянии ESTABLISHED, однако сессия десинхронизирована.
Представим это в виде схемы:
Рис. 4. Ранняя десинхронизация
К счастью (или к сожалению?) современные сети строятся по технологиям, когда допускается потеря отдельных пакетов. Поскольку ACK-пакеты не несут данных, повторных передачи не происходит и "буря стихает".
Как показали опыты, чем сильнее ACK-буря, тем быстрее она "утихомиривает" себя - на 10MB ethernet это происходит за доли секунды. На ненадежных соединениях типа SLIP - ненамного больше.
Поэтому более надежным способом является анализ загруженности сети, отслеживание возникающих ACK-бурь. Это можно реализовать при помощи конкретных средств контроля за сетью.
Если крэкер не потрудиться поддерживать десинхронизированное соединение до его закрытия или не станет фильтровать вывод своих команд, это также будет сразу замечено пользователем. К сожалению, подавляющее большинство просто откруют новую сессию, не обращаясь к администратору.
Стопроцентную защиту от данной атаки обеспечивает, как всегда, шифрование TCP/IP-трафика (на уровне приложений - secure shell) или на уровн протокола - IPsec). Это исключает возможность модификации сетевого потока. Для защиты почтовых сообщений может применяться PGP.
Следует заметить, что метод также не срабатывает на некоторых конкретных реализациях TCP/IP. Так, некоторые системы генерируют встречный RST-пакет. Это делает невозможным раннюю десинхронизацию.
Данный способ легко детектируются по сообщениям демонов, удивленных мгновенно прерваным после установки соединением, или с помощью использования специальных программ. Лучшие из таких программ обладают некоторыми попытками внести элементы искуственного элемента в отслеживание попыток соединения с различными портами.
Однако крэкер может воспользоваться другим методом - пассивным сканированием (английский термин "passive scan"). При его использовании крэкер посылает TCP/IP SYN-пакет на все порты подряд (или по какому-то заданному алгоритму). Для TCP-портов, принимающих соединения извне, будет возвращен SYN/ACK-пакет, как приглашение продолжить 3-way handshake. Остальные вернут RST-пакеты. Проанализировав данные ответ, крэкер может быстро понять, на каких портах работают программа. В ответ на SYN/ACK-пакеты он может также ответить RST-пакетами, показывая, что процесс установки соединения продолжен не будет (в общем случае RST-пакетами автоматический ответит TCP/IP-реализация крэкера, если он не предпримет специальных мер).
Метод не детектируется предыдущими способами, поскольку реальное TCP/IP-соединение не устанавливается. Однако (в зависимости от поведения крэкера) можно отслеживать
В качестве защиты можно лишь посоветовать закрыть на firewall все сервисы, доступ к которым не требуется извне.
Данная атака требует от крэкера доступа к быстрым каналам в Интернет.
Вспомним, как работает ping. Программа посылает ICMP-пакет типа ECHO REQUEST, выставляя в нем время и его идентификатор. Ядро машины-получателя отвечает на подобный запрос пакетом ICMP ECHO REPLY. Получив его ping выдает скорость прохождения пакета.
При стандартном режиме работы пакеты выслаются через некоторые промежутки времени, практически не нагружая сеть. Но в "агрессивном" режиме поток ICMP echo request/reply-пакетов может вызвать перегрузку небольшой линии, лишив ее способности передавать полезную информацию.
Естественно, случай с ping является частным случаем более общей ситуации, связанный с перегрузкой каналов. Например, крэкер может посылать множество UDP-пакетов на 19-й порт машины-жертвы, и горе ей, если она, следуя общепринятым правилам, имеет на 19-м UDP-порту знакогенератор, отвечающий на пакеты строчками по 80 байт.
Заметим, что крэкер может также подделывать обратный адрес подобных пакетов, затрудняя его обнаружение. Отследить его поможет разве что скоординированная работа специалистов на промежуточных маршрутизаторах, что практически нереально.
Одной из вариантов атаки - посылать ICMP echo request-пакеты с исходным адресом, указывающем на жертву, на broadcast-адреса крупных сетей. В результате каждая из машин ответит на этот фальшивый запрос, и машина-отправитель получит больше количество ответов. Посылка множество broadcast-echo requests от имени "жертвы" на broadcast-адреса крупных сетей, можно вызвать резкой заполненение канала "жертвы".
Приметы затопления - резко возросшая нагрузка на сеть (или канал) и повышение количество специфических пакетов (таких, как ICMP).
В качестве защиты можно порекомендовать настройку маршрутизаторов, при которых они будут фильтровать тот же ICMP трафик, превышающие некоторую заданную заранее величину (пакетов/ед. времени). Для того, чтобы убедиться, что Ваши машины не могут служить источником ping flood'а, ограничьте доступ к ping (например, многие реализации
В данном случае крэкер может послать единственный UDP-пакет, где в качестве исходного порта будет указан 7, в качестве получателя - 19-й, а в качестве адреса получателя и отправителя будут указаны, к примеру, две машины вашей сети (или даже 127.0.0.1). Получив пакет, 19-й порт отвечает строкой, которая попадает на порт 7. Седьмой порт дублирует ее и вновь отсылает на 19.. и так до бесконечности.
Бесконечный цикл съедает ресурсы машин и добавляет на канал бессмысленную нагрузку. Конечно, при первом потерянном UDP-пакете буря прекратиться. Как недавно стало известно, данная атака временно выводит из строя (до перезагрузки) некоторые старые модели маршрутизаторов.
Очевидно, что в бесконечный разговор могут быть вовлечены многие демоны (в случае TCP/IP может быть применен TCP/IP spoofing, в случае UDP/ICMP достаточно пары фальшивых пакетов)
В качестве защиты стоит еще раз порекомендовать не пропускать в сети пакеты с внутренними адресам, но пришедшие извне. Также рекомендуется закрыть на firewall использование большинства сервисов.
Вспомним, как работает TCP/IP в случае входящих соединений. Система отвечает на пришедший C-SYN-пакет S-SYN/C-ACK-пакетом, переводит сессию в состояние SYN_RECEIVED и заносит ее в очередь. Если в течении заданного времени от клиента не придет S-ACK, соединение удаляется из очереди, в противном случае соединение переводится в состояние ESTABLISHED.
Рассмотрим случай, когда очередь входных соединений уже заполнена, а система получает SYN-пакет, приглашающий к установке соединения. По RFC он будет молча проигнорирован.
Затопление SYN-пакетами основано на переполнении очереди сервера, после чего сервер перестает отвечать на запросы пользователей. Самая известная атака такого рода - атака на Panix, нью-йоркского провайдера. Panix не работал в течении 2-х недель.
В различных системах работа с очередью реализована по разному. Так, в BSD-системах, каждый порт имеет свою собственную очередь размером в 16 элементов. В системах SunOS, напротив, такого разделения и нет и система просто располагает большой общей очередью. Соответственно, для того, что бы заблокировать, к примеру, WWW-порт на BSD достаточно 16 SYN-пакетов, а для Solaris 2.5 их количество будет гораздо больше.
После истечение некоторого времени (зависит от реализации) система удаляет запросы из очереди. Однако ничего не мешает крэкеру послать новую порцию запросов. Таким образом, даже находясь на соединение 2400 bps, крэкер может посылать каждые полторы минуты по 20-30 пакетов на FreeBSD-сервер, поддерживая его в нерабочем состоянии (естественно, эта ошибка была скорректирована в последних версиях FreeBSD)
Как обычно, крэкер может воспользоваться случайными обратными IP-адресами при формировании пакетов, что затрудняет его обнаружение и фильтрацию его трафика.
Детектирование несложно -- большое количество соединений в состоянии SYN_RECEIVED, игнорирование попыток соединится с данным портом. В качестве защиты можно порекомендовать патчи, которые реализуют автоматическое "прорежение" очереди, например, на основе алгоритма Early Random Drop. Для того, что бы узнать, если к Вашей системе защита от SYN-затопления, обратитесь к поставщику системы.
Другой вариант защиты - настроить firewall так, что бы все входящие TCP/IP-соединения устанавливал он сам, и только после этого перебрасывал их внутрь сети на заданную машину. Это позволит Вам ограничить syn-затопление и не пропустить его внутрь сети.
[Назад] [Содержание] [Вперед]