Обзор применений IN

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в промышленно развитых странах мира нет уже ни одной крупной фирмы-производителя оборудования сети, оператора сети или администратора связи, которые не имели бы своей концепции реализации IN. Остановимся на состоянии дел, сложившегося сегодня с внедрением и реализацией услуг IN, в странах Европы, США и Японии.

В 1989 году компания SIP - национальный оператор PSTN Италии в качестве своей стратегической задачи приняла решение о расширении на основе IN набора предоставляемых услуг. Первой услугой, с которой была начата поэтапная реализация IN, была выбрана виртуальная частная сеть (VPN). Практически одновременно с этим проектом совместно с оператором международной связи ITALCABLE она приступила к реализации этой услуги на международной сети. До реализации указанных проектов у SIP уже имелся опыт предоставления услуг VPN и FPH на предынтеллектуальной основе в рамках наложенной цифровой сети, созданной для удовлетворения потребностей в качественных услугах связи главным образом, пользователей из деловых кругов. В рамках пилотного проекта, начатого в 1992 году в Риме и Милане, были созданы национальные узлы управления услугами IN (SCP). При этом предусматривалось, что доступ к ним должен быть реализован на системах коммутации всех типов, находящихся в эксплуатации на сети Италии: UT, AXE-10 и System 12. Таким образом, сразу была поставлена задача отработки технических решений по реализации услуг IN на основе оборудования коммутации различных поставщиков (Multivendor Environment).

Основной оператор PSTN Великобритании British Telecom (BT) с начала 80-х годов также предоставляет несколько дополнительных услуг телефонной связи на предынтеллектуальной основе. Поэтапная реализация IN была начата в 1991 году с модернизации цифровой наложенной сети (Digital Derived Services Network - DDSN) функциями SSP. Были внедрены услуги VPN, WAC и автоматическое распределение вызовов. Следует отметить, что интерфейсный протокол взаимодействия узлов SSP с узлами SCP первоначально был реализован на основе так называемой Национальной подсистемы пользователя SS7 и по существу являлся закрытым. Разработка открытого прикладного протокола IN, соответствующего рекомендациям ITU-Т, была завершена в 1995 году. Сегодня DDSN, имеющая в эксплуатации уже более десятка SSP, три пары SCP и 4 узла интеллектуальной периферии (IP), предоставляет услуги Freephone (Linkline), информационно-справочные услуги (Callstream) и услуги оплаты разговора по дебетовым телефонным и кредитным карточкам.

Примерно в то же время оператор французской PSTN France Telecom на предынтеллектуальной основе начал предоставление услуг Freephone (Numero Vert) и вызов по телефонной дебетной карточке (Pastel). В 1993 году, кроме перечисленных, на основе IN было начато внедрение VPN Transgroupe, которая сменила услугу коммутируемых арендованных линий Colisee, имевшую большой коммерческий успех у крупных деловых абонентов на протяжении всей своей долгой истории (предоставлялась с 1975 года). После нее планируется приступить к внедрению Универсального номера и Услуг с раздельной и дополнительной оплатой. Примечательным является то, что с самого начала реализации IN на сети Франции, в отличие от Италии или Великобритании, был реализован узел доступа к управлению услугами (Service Management Access Point).

В 1991 году Ведомство связи Германии (Deutsche Bundespost Telekom) огласило результаты тендера на участие в реализации пилотного проекта по созданию первой очереди национальной IN в восьми городах страны. В числе его победителей, кроме двух немецких фирм (Siemens и Alcatel-SEL), оказалась канадская Nothern Telecom. При этом было объявлено, что, как и в Италии, целью проекта является отработка принципов предоставления услуг IN и реализация унифицированных стыков в условиях нескольких поставщиков оборудования. Первые две компании развернули платформы IN в Гамбурге, Ганновере, Берлине (Siemens), а также в Нюрнберге, Штудтгарте и Мюнхене (Alcatel-SEL), в то время как Nothern Telecom установила свое оборудование в Дюссельдорфе и Франкфурте (Майн). В рамках проекта первоначально были реализованы Услуга 130 (аналог северо-американской Услуги 800), телеголосование, универсальный номер и целый ряд информационно-справочных услуг. С 1994 года в коммерческую эксплуатацию введена услуга VPN, что представляется важным - одновременно с реализацией проекта была развернута масштабная рекламная кампания с целью доведения до потенциальных абонентов информации о новых услугах, возможностях и преимуществах IN.

В 1991 году четыре крупнейшие местные эксплуатационные компании Bell, обслуживающие различные регионы США (Bell Atlantic, BellSouth, Ameritech и US WEST), объявили о намерении начать внедрение на своих сетях услуг и возможностей IN. В том же году Bell Atlantic приступила к реализации услуг WAC с отработкой принципов интерактивного взаимодействия сети с абонентом при использовании возможностей интеллектуальной периферии, а также к внедрению Услуги 800 на основе AIN Release 0.1. В 1992 году в трех городах США: Питсбург, Вашингтон и Филадельфия на основе IN была развернута услуга Персональной связи (Personal Communication Service). BellSouth сосредоточила свои усилия на создании эффективной системы административного управления и эксплуатации (SMS) IN. Взяв за основу спецификации AIN Release 0.2. Bellcore, компания занимается вопросами применения возможностей IN для планирования, управления данными услуг и абонентов. В сферу интересов компании входит также тестирование и техническое обслуживание оборудования, а еще вопросы административного управления IN. Фирма Ameritech, которая еще в 80-х годах осуществляла на своей сети попытки внедрения так называемого Узла возможностей/Интерфейса с услугами (Feature Node/Service Interface) и под влиянием которой Bellcore в свое время начал разработку концепции IN/1, вскоре после появления первых спецификаций по AIN переключилась на опытную эксплуатацию и тестирование услуг IN и персональной связи. Тестовая площадка Ameritech включает в себя узел SCP и систему административного управления обслуживанием (SMP) от Ericsson, а также узлы SCP на базе 5 ESS от AT&T и DMS100 от Nothern Telecom. На этой площадке в 1992 году были успешно завершены испытания услуг WAC с некоторыми дополнительными возможностями. US WEST в 1988 году начала реализацию проекта по созданию аппаратно-программной платформы для быстрой и эффективной разработки и предоставления новых услуг IN. В рамках этого проекта была предложена архитектура системы программного обеспечения вспомогательного узла управления (Adjunct), опытная эксплуатация которого была осуществлена в 1991-1992 годах Функциональные требования к отдельным элементам этого узла легли в основу дальнейших разработок и спецификаций AIN Bellcore.

Следует сказать, что вопросами внедрения IN в США, кроме региональных эксплуатационных компаний Bell, часть которых, как уже видно, так или иначе приступила к внедрению услуг IN, а другая планирует в самое ближайшее время перейти от лабораторных испытаний к их непосредственной реализации, занимаются также операторы междугородной и международной связи. Каждый из них (AT&T, MCI и US Sprint) имеет свои концепции развития и "интеллектуализации" сетей. Эти концепции, несколько отличаясь между собой в названиях и принципах реализации отдельных видов оборудования платформы IN и ее услуг, сходятся в основном и, пожалуй главном - стремлении предоставить абонентам новые возможности, которые повысили бы привлекательность существующих услуг электросвязи и являлись бы источником получения дополнительных доходов.

В Японии с середины 80-х годов предоставляются услуги Freephone (Free-Dial) и вызов по кредитной карточке, а с 1990 года - услуги с раздельной оплатой (Dial-Q2). Реализация услуг на основе IN была начата в 1989 году с установки в четырех городах страны оборудования узлов управления сетевыми услугами (Network Service Control Point) и узлов поддержки сетевых услуг (Networ Service Support Point), выполняющих функции SCP и SMS соответственно. Каждый из NSCP был ориентирован на предоставление одной конкретной услуги. Первоначальный этап реализации IN не соответствовал рекомендациями ITU-Т, поскольку основывался на национальных версиях интерфейсных протоколов и оригинальных, нестандартных способах декомпозиции логики услуг на компоненты. В 1990 году началась реализация второго этапа развертывания IN - соответствующей рекомендациям по набору возможностей CS1, которая, как и в США, получила название AIN с предоставлением услуг телеголосования и персональной связи. Следует отметить, что AIN Японии по сравнению с концепцией, разработанной в рамках ITU-Т, отличается более широкими функциональными возможностями, поскольку в ее архитектуре присутствует оборудование среды создания услуг и системы административного управления и эксплуатации услуг (IN MOS).

Таким образом, можно сказать, что концепция IN принята и с успехом реализуется многими операторами и администрациями связи в разных странах мира. Существующие решения, пусть даже не в полной мере соответствующие международным стандартам и рекомендациям, уже приносят немалые доходы. Не вдаваясь глубоко в вопросы, связанные с маркетингом услуг IN, приведем лишь несколько цифр, характеризующих эффективность и привлекательность услуг IN. В США, например, рынок только одной услуги 800 (FPH), которая, кстати, порождает четверть всей международной нагрузки, а в отдельные дни доходит до 60%, оценивается более чем в 4 млрд. долл. в год при тенденции к постоянному увеличению. В Японии в 1992 году было 270 тыс. абонентов FPH и 50 тыс. абонентов Q2 при ежегодном росте их числа на 26%. Спрос на эти услуги растет опережающими темпами по сравнению с услугами традиционной телефонной связи. В 1991 финансовом году доходы от услуг IN в Японии возросли на 150% по сравнению с предыдущим годом и в абсолютном исчислении составили 650 млн. долл. Даже по пессимистическому прогнозу консалтинговой фирмы OVUM, совокупные доходы от услуг IN к 2000 году составят в США не менее 22%, а в Европе не менее 10% от всех доходов эксплуатационных компаний. В таблице 1 приведены ожидаемые доходы (млн. долларов в год) от реализации услуг IN в различных странах Европы на период до 2000 года.

Таблица 6.
Доходы от услуг IN.

Страна/годы 1992 1994 1996 1998 2000
Франция 192 587 1437 2843 4755
Германия 111 474 1286 2761 4903
Италия 162 492 1230 2504 4333
Великобритания 254 679 1594 3106 5193

 

Hosted by uCoz