Сегодня можно с уверенностью сказать, что в промышленно развитых странах мира нет уже ни одной крупной фирмы-производителя оборудования сети, оператора сети или администратора связи, которые не имели бы своей концепции реализации IN. Остановимся на состоянии дел, сложившегося сегодня с внедрением и реализацией услуг IN, в странах Европы, США и Японии.
В 1989 году компания SIP - национальный оператор PSTN Италии в качестве своей стратегической задачи приняла решение о расширении на основе IN набора предоставляемых услуг. Первой услугой, с которой была начата поэтапная реализация IN, была выбрана виртуальная частная сеть (VPN). Практически одновременно с этим проектом совместно с оператором международной связи ITALCABLE она приступила к реализации этой услуги на международной сети. До реализации указанных проектов у SIP уже имелся опыт предоставления услуг VPN и FPH на предынтеллектуальной основе в рамках наложенной цифровой сети, созданной для удовлетворения потребностей в качественных услугах связи главным образом, пользователей из деловых кругов. В рамках пилотного проекта, начатого в 1992 году в Риме и Милане, были созданы национальные узлы управления услугами IN (SCP). При этом предусматривалось, что доступ к ним должен быть реализован на системах коммутации всех типов, находящихся в эксплуатации на сети Италии: UT, AXE-10 и System 12. Таким образом, сразу была поставлена задача отработки технических решений по реализации услуг IN на основе оборудования коммутации различных поставщиков (Multivendor Environment).
Основной оператор PSTN Великобритании British Telecom (BT) с начала 80-х годов также предоставляет несколько дополнительных услуг телефонной связи на предынтеллектуальной основе. Поэтапная реализация IN была начата в 1991 году с модернизации цифровой наложенной сети (Digital Derived Services Network - DDSN) функциями SSP. Были внедрены услуги VPN, WAC и автоматическое распределение вызовов. Следует отметить, что интерфейсный протокол взаимодействия узлов SSP с узлами SCP первоначально был реализован на основе так называемой Национальной подсистемы пользователя SS7 и по существу являлся закрытым. Разработка открытого прикладного протокола IN, соответствующего рекомендациям ITU-Т, была завершена в 1995 году. Сегодня DDSN, имеющая в эксплуатации уже более десятка SSP, три пары SCP и 4 узла интеллектуальной периферии (IP), предоставляет услуги Freephone (Linkline), информационно-справочные услуги (Callstream) и услуги оплаты разговора по дебетовым телефонным и кредитным карточкам.
Примерно в то же время оператор французской PSTN France Telecom на предынтеллектуальной основе начал предоставление услуг Freephone (Numero Vert) и вызов по телефонной дебетной карточке (Pastel). В 1993 году, кроме перечисленных, на основе IN было начато внедрение VPN Transgroupe, которая сменила услугу коммутируемых арендованных линий Colisee, имевшую большой коммерческий успех у крупных деловых абонентов на протяжении всей своей долгой истории (предоставлялась с 1975 года). После нее планируется приступить к внедрению Универсального номера и Услуг с раздельной и дополнительной оплатой. Примечательным является то, что с самого начала реализации IN на сети Франции, в отличие от Италии или Великобритании, был реализован узел доступа к управлению услугами (Service Management Access Point).
В 1991 году Ведомство связи Германии (Deutsche Bundespost Telekom) огласило результаты тендера на участие в реализации пилотного проекта по созданию первой очереди национальной IN в восьми городах страны. В числе его победителей, кроме двух немецких фирм (Siemens и Alcatel-SEL), оказалась канадская Nothern Telecom. При этом было объявлено, что, как и в Италии, целью проекта является отработка принципов предоставления услуг IN и реализация унифицированных стыков в условиях нескольких поставщиков оборудования. Первые две компании развернули платформы IN в Гамбурге, Ганновере, Берлине (Siemens), а также в Нюрнберге, Штудтгарте и Мюнхене (Alcatel-SEL), в то время как Nothern Telecom установила свое оборудование в Дюссельдорфе и Франкфурте (Майн). В рамках проекта первоначально были реализованы Услуга 130 (аналог северо-американской Услуги 800), телеголосование, универсальный номер и целый ряд информационно-справочных услуг. С 1994 года в коммерческую эксплуатацию введена услуга VPN, что представляется важным - одновременно с реализацией проекта была развернута масштабная рекламная кампания с целью доведения до потенциальных абонентов информации о новых услугах, возможностях и преимуществах IN.
В 1991 году четыре крупнейшие местные эксплуатационные компании Bell, обслуживающие различные регионы США (Bell Atlantic, BellSouth, Ameritech и US WEST), объявили о намерении начать внедрение на своих сетях услуг и возможностей IN. В том же году Bell Atlantic приступила к реализации услуг WAC с отработкой принципов интерактивного взаимодействия сети с абонентом при использовании возможностей интеллектуальной периферии, а также к внедрению Услуги 800 на основе AIN Release 0.1. В 1992 году в трех городах США: Питсбург, Вашингтон и Филадельфия на основе IN была развернута услуга Персональной связи (Personal Communication Service). BellSouth сосредоточила свои усилия на создании эффективной системы административного управления и эксплуатации (SMS) IN. Взяв за основу спецификации AIN Release 0.2. Bellcore, компания занимается вопросами применения возможностей IN для планирования, управления данными услуг и абонентов. В сферу интересов компании входит также тестирование и техническое обслуживание оборудования, а еще вопросы административного управления IN. Фирма Ameritech, которая еще в 80-х годах осуществляла на своей сети попытки внедрения так называемого Узла возможностей/Интерфейса с услугами (Feature Node/Service Interface) и под влиянием которой Bellcore в свое время начал разработку концепции IN/1, вскоре после появления первых спецификаций по AIN переключилась на опытную эксплуатацию и тестирование услуг IN и персональной связи. Тестовая площадка Ameritech включает в себя узел SCP и систему административного управления обслуживанием (SMP) от Ericsson, а также узлы SCP на базе 5 ESS от AT&T и DMS100 от Nothern Telecom. На этой площадке в 1992 году были успешно завершены испытания услуг WAC с некоторыми дополнительными возможностями. US WEST в 1988 году начала реализацию проекта по созданию аппаратно-программной платформы для быстрой и эффективной разработки и предоставления новых услуг IN. В рамках этого проекта была предложена архитектура системы программного обеспечения вспомогательного узла управления (Adjunct), опытная эксплуатация которого была осуществлена в 1991-1992 годах Функциональные требования к отдельным элементам этого узла легли в основу дальнейших разработок и спецификаций AIN Bellcore.
Следует сказать, что вопросами внедрения IN в США, кроме региональных эксплуатационных компаний Bell, часть которых, как уже видно, так или иначе приступила к внедрению услуг IN, а другая планирует в самое ближайшее время перейти от лабораторных испытаний к их непосредственной реализации, занимаются также операторы междугородной и международной связи. Каждый из них (AT&T, MCI и US Sprint) имеет свои концепции развития и "интеллектуализации" сетей. Эти концепции, несколько отличаясь между собой в названиях и принципах реализации отдельных видов оборудования платформы IN и ее услуг, сходятся в основном и, пожалуй главном - стремлении предоставить абонентам новые возможности, которые повысили бы привлекательность существующих услуг электросвязи и являлись бы источником получения дополнительных доходов.
В Японии с середины 80-х годов предоставляются услуги Freephone (Free-Dial) и вызов по кредитной карточке, а с 1990 года - услуги с раздельной оплатой (Dial-Q2). Реализация услуг на основе IN была начата в 1989 году с установки в четырех городах страны оборудования узлов управления сетевыми услугами (Network Service Control Point) и узлов поддержки сетевых услуг (Networ Service Support Point), выполняющих функции SCP и SMS соответственно. Каждый из NSCP был ориентирован на предоставление одной конкретной услуги. Первоначальный этап реализации IN не соответствовал рекомендациями ITU-Т, поскольку основывался на национальных версиях интерфейсных протоколов и оригинальных, нестандартных способах декомпозиции логики услуг на компоненты. В 1990 году началась реализация второго этапа развертывания IN - соответствующей рекомендациям по набору возможностей CS1, которая, как и в США, получила название AIN с предоставлением услуг телеголосования и персональной связи. Следует отметить, что AIN Японии по сравнению с концепцией, разработанной в рамках ITU-Т, отличается более широкими функциональными возможностями, поскольку в ее архитектуре присутствует оборудование среды создания услуг и системы административного управления и эксплуатации услуг (IN MOS).
Таким образом, можно сказать, что концепция IN принята и с успехом реализуется многими операторами и администрациями связи в разных странах мира. Существующие решения, пусть даже не в полной мере соответствующие международным стандартам и рекомендациям, уже приносят немалые доходы. Не вдаваясь глубоко в вопросы, связанные с маркетингом услуг IN, приведем лишь несколько цифр, характеризующих эффективность и привлекательность услуг IN. В США, например, рынок только одной услуги 800 (FPH), которая, кстати, порождает четверть всей международной нагрузки, а в отдельные дни доходит до 60%, оценивается более чем в 4 млрд. долл. в год при тенденции к постоянному увеличению. В Японии в 1992 году было 270 тыс. абонентов FPH и 50 тыс. абонентов Q2 при ежегодном росте их числа на 26%. Спрос на эти услуги растет опережающими темпами по сравнению с услугами традиционной телефонной связи. В 1991 финансовом году доходы от услуг IN в Японии возросли на 150% по сравнению с предыдущим годом и в абсолютном исчислении составили 650 млн. долл. Даже по пессимистическому прогнозу консалтинговой фирмы OVUM, совокупные доходы от услуг IN к 2000 году составят в США не менее 22%, а в Европе не менее 10% от всех доходов эксплуатационных компаний. В таблице 1 приведены ожидаемые доходы (млн. долларов в год) от реализации услуг IN в различных странах Европы на период до 2000 года.
Таблица 6.
Доходы от услуг IN.
Страна/годы | 1992 | 1994 | 1996 | 1998 | 2000 |
Франция | 192 | 587 | 1437 | 2843 | 4755 |
Германия | 111 | 474 | 1286 | 2761 | 4903 |
Италия | 162 | 492 | 1230 | 2504 | 4333 |
Великобритания | 254 | 679 | 1594 | 3106 | 5193 |