Нет в Великобритании цифрового телевидения - пока. Однако подготовленный по указанию правительства доклад "Экономическое воздействие политики государства на цифровое телевидение и прекращение аналоговой трансляции" (The Economic Impact of Government Policies for Digital Television and for the Closure of Analogue Transmissions, National Economic Research Associates, Jan. 1998) оценивает суммарный объем продаж оборудования для приема цифрового телевидения в диапазоне между 6-9 млрд. фунтов стерлингов плюс 1,1 млрд. фунтов стерлингов на создание необходимой инфраструктуры передачи цифровых телевизионных сигналов. Все это - без учета непрерывного потока наличности, который будут генерировать системы типа "плата за просмотр" (pay per view). Отсюда становится понятным, что разработка цифрового телевидения в Великобритании определялась скорее коммерческими, нежели техническими аспектами. Передачи спутникового DTV должны начаться первого октября; наземное DTV появится ближе к концу этого месяца; а кабельное DTV - возможно, к концу года или в начале следующего.
Изначально главенствующие позиции и в спутниковом, и в наземном цифровом телевещании надеялся занять Руперт Мэрдок (владелец существующей аналоговой системы спутникового телевидения Sky, издательский магнат). В конечном счете, лицензирующие органы потребовали, чтобы Мэрдок продал свою 33-процентную долю в наземной группе, ONDigital, и она теперь принадлежит частным телевизионным компаниям Granada и Carlton. Пререкания между BSkyB (British Sky Broadcasting), принадлежащей Мэрдоку, и ONDigital продолжаются. Судя по всему, они станут производить несовместимые телевизионные приставки, основанные на двух различных системах кодирования (SECA и NDS). До сих пор неясны и другие коммерческие аспекты. Операторы кабельного (Cable and Wireless), спутникового и наземного цифрового телевидения обязались, в дополнение к своим платным каналам (планы BSkyB до 300 каналов; ONDigital начинает с 30), осуществлять бесплатную ретрансляцию пяти существующих национальных каналов.
До сих пор является предметом обсуждения, как можно осуществить бесплатный прием на телевизионные приставки, рассчитанные на использование кредитных карточек, и кто будет нести затраты по установке таких приставок в этом случае (напоминаю, речь идет о прекращении аналоговой трансляции - Г.Б.). Не исключено, что правительство, которое уже понизило лицензионные отчисления за использование необходимых частот, осуществило таким образом массовое скрытое субсидирование нарождающейся отрасли. Интересно, что описанная борьба за будущие прибыли почти не вызывает интереса публики: общим является предположение, что зрители будут вовлечены в расход денег на, в общем-то, не особенно нужные им возможности.
Трудно представить, как 300 каналов могут быть заполнены контентом, пусть даже любого качества. "Видео почти по требованию" (near on demand), которое было предложено как одно из решений, заключается в одновременной трансляции нескольких копий одного и того же фильма: каждая сдвинута по времени на 15 минут относительно предыдущей. Но даже в этом случае счет идет на десятки тысяч разных фильмов. Видя общий скептицизм, вещательные компании начали крупномасштабную рекламную акцию с акцентом на улучшенное качество изображения и интерактивные возможности цифрового телевидения. Чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, они планируют значительное снижение цен на телевизионные приставки. Впрочем, и здесь имеется препятствие: самих приставок пока нет в продаже. BSkyB надеется выпустить их в продажу к Рождеству, а операторы кабельного телевидения начнут их производить в марте 1999 года.
Ну, а
правительство теперь говорит о продлении сроков полного перехода на цифровое
телевидение с 20 до 25 лет.
Назад | Содержание | Вперед