Честь разработки и аппаратной реализации формата D-2 принадлежит фирме Ampex, которая немногим менее 40 лет назад создала первый аналоговый видеомагнитофон. Цифровые видеомагнитофоны формата D-2 осуществляют запись полного (композитного) сигнала NTSC или PAL. Разработчики формата стремились органично вписать цифровой аппарат в аналоговое окружение, чему способствует - и в немалой степени - стыковка видеомагнитофона с аппаратурой через аналоговые входы и выходы. При этом они преследовали и такую цепь, как соединение достоинств цифровой записи, в том числе, конечно, и высокое качество изображения после многократной перезаписи с эксплуатационными характеристиками, наработанными в аналоговой видеозаписи - прежде всего в формате С.
Итак, формат D-2 - это 20 последовательных копий без заметного ухудшения качества, но это и независимый монтаж изображения и 4 звуковых каналов. Это возможность воспроизведения изображения в широком интервале скоростей и его просмотр в цвете даже при 60-кратном превышении номинальной скорости.
Форматы D-1 и D-2 оближет общий принцип записи - наклонно-строчная сегментированная, и одинаковая ширина используемой магнитной ленты 3/4 дюйма. В формате D-2 также используются 3 типа видеокассет, правда несколько иной длительности: 32,94 и 208 минут. Лента - металлопорошковая, коэрцитивная сила-120 КА/м - все это тоже отличия от формата D-1.
При записи сигналов NTSC одно ТВ поле и соответствующее звуковое сопровождение занимают 6 строчек, а сигналов PAL - 8 строчек. В качестве частоты дискретизации сигналов видео используется 4-я гармоника цветовой поднесущей, квантование по уровню - 8 разрядов (бит на отсчет). Частота дискретизации сигналов звука 48 КГц, квантование - 20 бит. Поскольку принятые частоты дискретизации достаточно высоки, преобразователи аналог-цифра и цифра-аналог вносят небольшие искажения, поэтому-то и допустима многократная перезапись. Записываемый в формате D-2 цифровой поток достигает 154 Мбит/с.
Продольная плотность записи в формате D-2 выше, чем в формате D-1, отсутствуют защитные промежутки между строчками. Однако, даром такие позитивы не даются. При записи низкочастотных компонент довольно высоки боковые поля рассеяния, что может вести к появлению перекрестных помех. Чтобы избежать указанной неприятности, специалисты Ampex прибегли к двум ухищрениям. Первое связано с канальным кодированием, понижающим уровень низкочастотных компонент, второе - с применением азимутальной магнитной записи с развернутыми зазорами магнитных головок. Такой прием и позволяет идти на заметное снижение ширины защитных промежутков или даже полностью устранять их. Более того, оказывается допустимым и частичное перекрытие строчек, а, следовательно, возможной запись и воспроизведение головками, ширина которых несколько больше ширины строчки. Это многое упрощает, в том числе в системе автотрекинга.
Кое-что упрощается и в конструкции вращающегося блока головок. В частности, в отличие от D-1 в формате D-2 не нужна вращающаяся стирающая головка, поскольку в отсутствие низкочастотных компонентов записанный сигнал концентрируется в тонком поверхностном рабочем слое магнитной ленты. Такая запись достаточно легко стирается при записи новых сигналов непосредственно поверх старых.
В качестве канального в формате D-2 используется код Миллер в квадрате, который лучше других подавляет низкочастотную компоненту.
Параметры видеофонограмм форматов D-1 и D-2 имеют много общего. И там и здесь низ ленты отдан дорожкам временного кода и канала управления, да и по размещению и ширине они совпадают. Общая длина программной строчки L=150,71 в формате D-2 и видеосектора К=135,39 ниже. Это связано с уже отмеченной выше более короткой длиной волны записи, поэтому-то для записи и потребовались более короткие строки. Отсюда и больший угол наклона строк 6,1326 град. Эти отличия надо отнести к естественным следствиям более высокой продольной плотности записи.
Однако надо назвать и действительно существенные различия этих форматов, связанные, в частности, с размещением звуковых секторов. Азимутальная запись в сочетании с мощной системой коррекции ошибок позволили в формате D-2 разместить звуковые сектора в начале и конце программных строчек. Такое решение упрощает кодирование видеоданных и повышает качество воспроизведения в специальных режимах (при больших скоростях). Азимутальные углы разворота рабочих зазоров видеоголовок в формате D-2 составляют для первой строчки +14,97 град, для второй - -15,03 град.
Назад | Содержание | Вперед