Что такое интеллектуальная сеть?

Понятие интеллектуальной сети (Intelligent Network) или IN тесно связано с предоставлением пользователям коммутируемой телекоммуникационной сети расширенного и постоянно совершенствующегося набора услуг. Действительно, "умная" сеть обслужит Вас лучше. В настоящее время нет операторов сетей, не мечтающих о введении новых услуг, но одного желания тут мало.

Разумеется, телекоммуникационная сеть сама по себе не обладает каким-либо интеллектом, она лишь способна выполнять некоторые функции в зависимости от поступившей команды. А вот сама эта ее способность заложена интеллектом человеческим, причем относительно недавно. Немного, истории.

Со времен экспериментов Александра Грэхэма Белла до 50-х годов нашего века телекоммуникационные сети ограничивались только передачей аналоговой телефонии. Основной задачей, решаемой тогда разработчиками сетей, была качественная передача речи на большие расстояния с Высокой надежностью и минимальной стоимостью. Интеллект же сети был на уровне: "Девушка, Смольный!". И определялся в основном девушкой.

Постепенно по мере развития всех отраслей человеческой деятельности на рынке связи стали появляться пользователи, требующие новых типов услуг помимо традиционного двухточечного разговорного соединения. Спрос рождает предложение, и со второй половины 60-х годов операторы сетей начали предлагать ряд услуг, чтобы привлечь новых пользователей: заказные услуги для простых абонентов и услуги Centrex для деловых абонентов.

Перечень заказных услуг определялся возможностями коммутационных станций, например, абонент мог попросить разбудить его звонком в определенное время и т.д.

Под Centrex первоначально понимался способ предоставления услуг связи абонентам нескольких компаний на основе совместно используемой учрежденческой коммутационной станции (УАТС). С появлением коммутационных станций (АТС) с программным управлением, Centrex стал обозначать способ предоставления дополнительных услуг деловым абонентам сети общего пользования, аналогичных услугам УАТС. Для этого АТС дооборудовались специальным блоком, а многие компании-пользователи экономили средства на закупку, монтаж и эксплуатацию собственных УАТС, поскольку могли с помощью Centrex создавать свои корпоративные сети, используя ресурсы телефонной сети общего пользования. Centrex позволял пользоваться сокращенным набором номера, трехсторонней конференц-связью, переадресацией вызова, переводом соединения на другой номер, постановкой вызова на ожидание, установлением соединения с занятым в данный момент абонентом после его освобождения и др.

В случае Centrex предоставление новых услуг требовало согласования оператора с заказчиком целого ряда специфических требований, выполнять которые должен был производитель АТС (который мог оказаться в положении того самого стрелочника). В результате стандартизация для Centrex практически отсутствует, а его услугами пользуется весьма незначительное число абонентов из тех, кому эти услуги доступны.

Основное распространение Centrex получил уже несколько позже, в середине 80-х годов, причем в основном в Северной Америке благодаря ее первенству по введению конкуренции на рынке связи. В Западной Европе до сих пор большинство дополнительных услуг оказывается УАТС, поскольку пользование общими телекоммуникационными ресурсами законодательно ограничивалось.

С началом очередного бурного этапа информационной революции появилась потребность передачи данных в огромных объемах с высокой скоростью, в том числе и по коммутируемым каналам. При этом скорость коммутации аналоговой телефонии перестала удовлетворять очень многих. Дальнейшее же развитие прекрасно развитых аналоговых сетей с довольно высоким качеством передачи речи в странах Запада к концу 60-х годов стало бессмысленным. У нас, правда, отдельные телефонисты продолжают трудиться На этом поприще до сих пор.

В 70-х годах родилась концепция цифровой телефонии на базе появившейся возможности осуществления соединения со скоростью 64 кбит/с, а также развития цифровых соединительных линий (у нас это ИКМ). В результате были сформулированы основные принципы создания цифровой сети с интеграцией услуг (Integrated Services Digital Network) или ISDN.

Абонент ISDN получает Два информационных канала по 64 кбит/с и один канал сигнализации 16 кбит/с для управления соединением (2B+D). Общая пропускная способность канала составляет 144 кбит/с, что позволяет передавать даже один видеоканал в реальном времени.

Эти новые сети Состоят из ISDN-станций, которые коммутируют цифровые потоки, содержащие любую информацию: речь, данные, сжатое видео и т.п. Преобразование в аналоговый сигнал происходит непосредственно в абонентском телефонном аппарате. Кроме того, все коммутационные станции ISDN сети в отличие от аналоговых могут работать как одна большая станция, позволяя производить автоматическую маршрутизацию вызова, равномерное распределение нагрузки, иметь единый план номеров, создавать виртуальную сеть и предоставляют целый ряд других дополнительных услуг. За время своего развития концепция ISDN пережила взлеты и падения, связанные с колебанием потребностей рынка и наличием у абонентов компьютеров. В настоящее время практически все коммутационные станции на сетях развитых стран обладают функциями ISDN, и, казалось бы, все услуги у Вас в кармане.

Однако ISDN, как и другие методы предоставления абонентам дополнительных услуг, имеет свои проблемы, выражающиеся также в недостаточной стандартизации, в результате чего в мире действует несколько "нестыкуемых" стандартов, а также в необходимости замены программного обеспечения каждой ISDN-станции при введении новых услуг, что недешево само по себе и требует колоссальной интуиции от оператора сети, потому что в данном случае шаг "не в ту сторону" обходится еще дороже. Время жизни коммутационного оборудования длится несколько десятков лет, поэтому заменять его каждый раз для оказания новой услуги нецелесообразно (и не менять нельзя, потому что существует резкий рост требований к увеличению числа функций, которые должны быть поддержаны сетью). Кроме того, при введении таким образом новых услуг усложняется структура сетей, затрудняются процессы управления и эксплуатации.

Необходимость модернизации оборудования и программного обеспечения на всех АТС сети является самым слабым местом всех перечисленных технологий при расширении набора предоставляемых услуг. А хотелось бы таких услуг, какие только придут в голову оператору или даже абоненту, готовому платить за это деньги. И вот эта "сумасшедшая" мечта стала сбываться при появлении и становлении концепции интеллектуальной сети, рожденной благодаря мучениям с внедрением Centrex и других методов.

Цель идеи IN состоит в отделении процесса традиционной коммутации вызовов от процесса введения новых услуг. Для этого необходимо иметь определенные интерфейсы между коммутаторами сети и специальным устройством, называемым "интеллектуальной надстройкой", "интеллектуальной платформой" или "платформой IN", и определение типов данных, передаваемых по ним. Модернизация услуг в этом случае производится лишь модернизацией программного обеспечения "платформы IN". Это позволяет быстро и экономично внедрять на существующих сетях любые услуги вне зависимости от производителей коммутационного оборудования.

Общий упрощенный вид "интеллектуальной сети" приведен на рисунке:

Рисунок 1.
Интеллектуальная сеть

В узле управления услугами SCP(Service Control Point) содержится основной "интеллект" в виде определенных запрограммированных алгоритмов оказания услуг и набора различных баз данных. Узел коммутации услуг (SSP - Service Switching Point) распознает вызовы к IN, поступающие от сети общего пользования, и направляет их в SCP для обработки, являясь интерфейсом к "платформе IN". "Платформа IN" может содержать и несколько SCP и SSP. Система управления услугами SMS (Service Management System) может вводить новые услуги, корректировать старые, в ней хранятся данные о всех оказываемых услугах, об абонентах и их допуске к определенным услугам, а также оригиналы всех программ обслуживания. Разумеется, IN может быть создана не только на телефонной сети, но к этому мы вернемся позже.

В данном случае сеть общего пользования и "платформа IN" могут развиваться независимо друг от друга, а на первый план выходит задача разработки интерфейса между ними.

Обмен информацией между узлами "платформы IN" производится в идеальном случае с помощью интерфейса SS7, который применяется на цифровых телефонных сетях для сигнализации (у нас пока не применяется). Это высокоскоростная сеть с коммутацией пакетов, параллельная обычной сети передачи речи и данных, которая обеспечивает передачу сигнальной информации в режиме, ориентированном на соединение, и в режиме транзакций (не ориентированном на соединение), что и позволяет предоставлять различные услуги. Для предоставления услуг "платформа IN" в процессе установления соединения должна выполнить много транзакций в виде просмотра баз данных, различных подтверждений, трансляций вызовов и т.п.

Концепция построения IN в настоящее время реализуется в виде ряда стандартов, изложенных в рекомендациях ITU серий Q.1211 - 0.1219. Там уже описан ряд основных услуг, объединенных в набор CS-1 (Capability Set), в который входят услуги бесплатного вызова, разделенной оплаты, создания корпоративных сетей, перенаправления вызова и др. Уже ведется работа по стандартизации следующих наборов CS-2 и CS-3. Помимо этого существуют стандарты компании Bell Communications Research, где интеллектуальная сеть называется AIN (Advanced Intelligent Network). По-видимому, эти стандарты будут со временем объединены, как того вскоре потребует развитие сетей связи,

IN поддерживает телефонные сети общего пользования, сети подвижной радиотелефонной связи, сети передачи данных и др., а также широкий спектр услуг, включая (но не ограничиваясь этим) все существующие и будущие услуги узкополосной N-ISDN и широкополосной B-ISDN.

Оператор IN стремится оправдать ожидания пользователей в отношении информационных услуг и обязан решить на этом пути целый ряд задач. При этом надо учитывать, что, как говорится, разные пользователи к разным услугам относятся по-разному: деловые абоненты используют услуги для повышения производительности и уменьшения затрат; квартирные абоненты предпочитают услуги для домашних развлечений и доступ к различным базам данных и компьютерам; шпионов больше интересуют одни специфические базы данных, коллекционеров - другие; маньяков - третьи и т.д. Все это вместе с предполагаемыми последствиями оператору сети необходимо продумать заранее.

В Связи с этим подходы к реализации IN могут быть различными, начиная от создания интеллектуального узла с централизованным набором функций до распределения "интеллекта" между несколькими узлами коммутации.

При предложении оператором услуги, ее пользователи не обязательно должны принадлежать одной сети. Поэтому необходимы соответствующие договоренности, между различными операторами сетей.

Услуги IN должны иметь одинаковую достоверность и надежность доставки, а также не должны нарушать режим работы сети общего пользования. Одновременно должна обеспечиваться конфиденциальность информации, недоступность индивидуального PIN-кода, персональных записей и счетов.

Серьезной проблемой является появление "запаздываний" при установлении связи в процессе предоставления сложной услуги. Вызывается это большим числом транзакций между узлами SSP и SCP, а решается применением более "быстрых" систем передачи и более мощных процессоров.

Таким образом, интеллектуальная сеть предлагает новый подход к организации телекоммуникационной сети в целом, а также к созданию новых услуг для абонентов.

НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Hosted by uCoz