С точки зрения пользователя, MS является средством предоставления некоторых услуг. Эти услуги предоставляются через обращения к сетевым службам (services), в терминах которых и описывается взаимодействие пользователя с сетью. Рассмотрим базовые службы, ориентированные на передачу информации непосредственно от человека (пользователя) или к нему (это службы голосовой связи и коротких сообщений), относящиеся к ним дополнительные службы и процедуры взаимодействия с собственно мобильной станцией, использующиеся для установления соединения с сетью и поддержки сетевых служб. Описание интерфейса пользователя и станции ведется в терминах логических процедур, на самом низком уровне представляющих из себя последовательность примитивов ввода (каждый такой примитив может соответствовать, например, нажатию одной кнопки) и вывода (индикации данных пользователю). Не все процедуры детально описаны в стандарте GSM.
Спецификацией GSM предусмотрен следующий набор элементарных процедур ввода:
Примитивами вывода являются индикаторы (т.е. функции индикации пользователю определенных данных), реализация которых оставлена на усмотрение производителя мобильной станции.
Спецификацией предусмотрен следующий набор индикаторов:
В документах GSM описаны следующие процедуры:
Стандартом определена одна процедура этой группы - индикация идентификатора оборудования мобильной станции (IMEI) - 14 цифр IMEI, контрольная цифра и, возможно, номер версии программного обеспечения. IMEI используется операторами PLMN для запрещения доступа к сети несовместимого оборудования, а также для запрещения или ограничения доступа или отслеживания действий конкретной станции, не зависимо от идентификатора ее текущего пользователя. Производитель аппаратуры может добавлять в группу свои процедуры. Процедура установления доступа к мобильной станции (MS access) Данная процедура содержит действия пользователя по начальной инициализации мобильной станции, включая вставку SIM-карты, ввод пароля (PIN) и т.д.. Процедура описана графом переходов между состояниями, реализация которого не фиксирована (при этом производители станций могут зафиксировать некоторый маршрут в графе, добавить новые состояния и т.д.).
Для получения доступа к сетевым службам после установления радиосвязи с какой-либо PLMN (VPLMN), пользователь должен быть зарегистрирован в одной из PLMN. После регистрации пользователь получает все множество услуг, предоставляемых ему данной PLMN (если это PLMN той же страны, что и VPLMN), или его подмножество, определенное соглашением между зарегистрировавшей его PLMN и VPLMN. Пользователь может запустить процедуру регистрации в любой момент времени. Если попытка зарегистрироваться на какой-либо PLMN оканчивается безуспешно из-за того, что идентификатор пользователя (IMSI) некорректен или неизвестен, то станция не будет производить новые попытки регистрации до следующего включения питания или вставки SIM. Если станция включена, но не зарегистрирована, и не происходит процедура регистрации, то станция должна выдавать пользователю сообщение "Нет обслуживания" ("No service").
Выбор PLMN для регистрации может проходить в автоматическом или ручном режиме по выбору пользователя.
В автоматическом режиме станция перебирает доступные разрешенные PLMN в следующем порядке:PLMN называется разрешенной, если она не содержится в списке "Запрещенных PLMN", хранящемся в SIM. PLMN попадает в этот список, если в ответ на запрос регистрации на ней станция получает сообщение "PLMN запрещена", и удаляется из него после успешной регистрации в ручном режиме.
Если станция зарегистрировалась в автоматическом режиме на PLMN своей страны, отличной от HPLMN, то она делает попытки зарегистрироваться на HPLMN с периодом, хранящимся в SIM (его устанавливает service provider ). Этот период может составлять от 6 минут до 8 часов и кратен 6 минутам. Специальное значение периода указывает, что такие попытки не должны производиться. В ручном режиме станция предлагает пользователю PLMN для регистрации в том же порядке, но запрещенные PLMN не исключаются из общего списка. Если регистрация на выбранной PLMN прошла безуспешно, но не из-за запрещенности PLMN или некорректности идентификатора пользователя, то при изменении Location Area станция должна вновь попытаться зарегистрироваться на выбранной PLMN.
Все мобильные станции случайным образом разделены на десять равноправных классов доступа, с номерами от 0 то 9. В случае перегрузки сети или других чрезвычайных ситуаций станциям одного или нескольких классов может быть запрещен доступ в сеть, в том числе и для чрезвычайных звонков. Кроме того, станция может быть членом одного или нескольких из пяти специальных классов доступа, с номерами от 11 до 15:
Мобильной станции разрешен доступ к сети, если станция принадлежит хотя бы к одному из классов, применимому в данной PLMN, доступ членам которого к сети разрешен. Применимость классов определяется следующим образом:
Кроме того, существует еще один специальный класс доступа - класс 10, принадлежность к которому дает возможность осуществлять чрезвычайные звонки, если станция не принадлежит к одному из разрешенных классов или не имеет идентификатора пользователя (IMSI). Принадлежность к одному из специальных классов доступа также означает предоставление такого права. Информация о принадлежности станции тем или иным классам хранится в SIM-карте.
Для осуществления вызова (с целью установления голосовой связи с другим абонентом сети, голосовой службой и т. д.) пользователь должен ввести вызываемый номер (для чрезвычайных звонков принят номер 112, в отдельных PLMN могут существовать дополнительные номера для этой цели) и выполнить процедуру SEND. В процессе установления соединения, до получения какого-либо ответа, вместо тишины сеть может транслировать "Поддерживающие звуки" - музыку и т.д., чтобы уведомить пользователя, что процесс установления соединения продолжает идти.
В данном режиме мобильная станция (если она его поддерживает) позволяет звонить только по тем номерам, которые хранятся в списке фиксированных номеров в SIM-карте (в списке могут присутствовать маски номеров). Вход и выход из режима, а также редактирование списка производится только при вводе PIN2. В нормальном режиме работы станции список может использоваться как телефонная книжка (без права записи).
Служба коротких сообщений
Задача данной службы состоит в передаче коротких сообщений пользователю (обязательно для реализации) и от него другим пользователям (может быть не реализовано). Короткое сообщение представляет из себя строку (в общем случае - алфавитно-цифровую) и должно принадлежать к одному из двух классов - личных или широковещательных сообщений. Для каждого посылаемого через сеть сообщения отправитель указывает, в какой момент времени попытки переслать сообщение адресату должны быть прекращены (если последний его не получил), по умолчанию это 24 часа.
Личное сообщение может содержать до 160 символов и считается переданными после получения его мобильной станцией (независимо от того, прочитано оно или нет).
Широковещательное сообщение может содержать до 93 символов и может быть послано только поставщиком услуг (service provider). Станция должна извещать пользователя о получении сообщения, а также о невозможности его получения из-за переполнения списка уже хранящихся в ней непрочитанных сообщений. Пользователь может отключить прием широковещательных сообщений, если они его не интересуют.
Ниже перечислены пять видов запросов, с которыми пользователь может к ним обращаться, в скобках после названия запроса указан его формат: Регистрация (* КодСлужбы Данные # или ** КодСлужбы Данные #): ввод необходимой информации для разрешения подмножества операций службы. Для некоторых служб регистрация может вызвать активацию, в то время как для других регистрация может производиться в активной фазе.
Проверка состояния - в ответ на такой вопрос сеть сообщает, в каком из состояний (не поддерживается, не активна, активна и бездействует, активна и действует) находится служба.
Проверка данных - сеть сравнивает вводимые пользователем данные с хранящимися в ней и выдает результат (равно/не равно).
Запрос данных - сеть принимает вводимые пользователем данные и посылает ему подтверждение. В ответ на запрос пользователь может получить состояние службы (например - "не активна").
Активация (* КодСлужбы Данные #): разрешение запускать процессы, обеспечивающие предоставление услуг, как и когда того требует концепция данной службы.
Деактивация (# КодСлужбы Данные #): выход из активного состояния.
Где КодСлужбы состоит из двух или трех цифр, Данные - это пустая строка или * Параметр1 * Параметр2 * Параметр3, при этом любая из строк Параметр1, Параметр2, Параметр3 может быть пустой.
Отдельно описывается запрос на смену пароля для службы (пароль представляет из себя последовательность из четырех цифр):
КодСлужбы может быть опущен, в таком случае процедура применяется к общему для всех служб паролю.
Существуют три службы - служба ожидающих звонков, служба прерванных звонков и служба конференций, для доступа к которым (если они активны) введены следующие процедуры:
Примечание: если одновременно имеются и прерванные и ждущие звонки, производится действие над ждущими.