Экспериментальные системы HDTV


Японская вещательная корпорация NHK на основании долгих исследований и экспериментов впервые разработала проект стандарта и комплекс аппаратуры системы HDTV и с 1978 года приступила к его эксплуатации. Этот комплекс включал передающие камеры, видеомагнитофон, корректор временных искажений, преобразователь стандарта HDTV в стандарт 625/50/2:1/4:3, телекинодатчик, устройство записи на кинопленку, устройства кодирования и обработки сигналов для передачи, ВОЛС длиной до 20..27 км, передающее и приемное устройства для передачи сигналов HDTV по спутниковым и ВОЛС, ряд воспроизводящих устройств.

В разработанном стандарте HDTV системы NHK предусмотрено следующее:

Число строк разложения 1125
Формат изображения 5:3
Кратность перемежения строк 2:1
Частота полей, Гц 60
Полоса частот сигнала яркости, МГц

20

Таблица 3

Основные функции системы:

обеспечение воспроизведения изображения высокого разрешения, в котором содержится в 5 раз больше информации, чем в обычном ТВ изображении;

возможность воспроизведения в каждом ТВ кадре информации в объеме страницы типографского текста формата 203x2,6 мм и мелких деталей изображения;

обеспечение изображения, по качеству не уступающего 35-мм диапозитиву и превосходящего запись на 35-мм кинопленке;

возможность воспроизведения на широком экране (формат 5:3) изображения большого размера (100..150 см), создающего психологические эффекты присутствия, которые нельзя реализовать в существующих вещательных ТВ системах.

По этой системе были проведены несколько демонстрационных рекламных передач по различным каналам связи, в том числе на выставке ЭКСПО-85 (Цукаба). С 1989 года, после запуска спутника “Juri – BC – 3” ведется регулярное HDTV вещание в Японии. С этого времени выпущено значительное число HDTV приемников для приема этих программ в диапазоне 12 ГГц, которое достигло на сегодняшний день около 1 млн.

Уже к 1990 году ведущие страны, вещающие по стандарту NTSC (США, Япония и Канада), сориентировали все поисковые разработки по проблемам HDTV в направлении коммерческой реализации стандарта NHK. По крайней мере 21 фирма производит оборудование, охватывающее все виды производства и компоновки программ HDTV. Только одна фирма SONY продала примерно 60 комплектов датчиков сигналов HDTV (телекамера и два видеомагнитофона).

В Японии и США организованы студии HDTV по стандарту HDTV-NHK. Это бурное наступление фактически привело к наибольшему признанию в МККР этого стандарта в качестве проекта будущего единого мирового стандарта, который был предложен в МККР в 1990 году, но из-за незначительных разногласий не был принят.

Основные параметры этого стандарта следующие:

Число строк разложения 1125
Число активных строк 1035
Частота полей, Гц 60
Чересстрочная развертка 2:1
Формат изображения 16:9
Ширина полосы частот сигнала 30

Таблица 4

В противовес странам, поддерживающим стандарт с частотой полей 60 Гц, ведущие западноевропейские страны (Великобритания, Франция, ФРГ, Голландия и Бельгия) выдвинули проект HDTV “Эврика – 95” по единому мировому стандарту с полевой частотой 50 Гц. Основными аргументами в пользу стандарта с такой полевой частотой выдвинуты следующие:

удобство преобразования HDTV программ в существующие стандартные, из которых в основном все имеют стандарты излучения, основанные на частоте 50 Гц;

полевая частота 50 Гц имеет преимущество с точки зрения телекинозаписи, поскольку кинофильмы будут сохранять свою роль как средство обмена программами;

передача движения при частоте 50 Гц удовлетворительна;

при заданных полосе частот и коэффициенте чересстрочности 1:1 частота полей 50 Гц позволяет обеспечить более высокую пространственную разрешающую способность.

Рекомендованный стандарт имеет следующие параметры:

Число строк разложения 1250
Число активных строк 1152
Частота полей, Гц 50
Чересстрочная развертка 1:1(2:1)
Формат изображения 16:9
Ширина полосы частот сигнала 60(30)

Таблица 5

По мнению разработчиков этого стандарта, высокое значение ширины полосы сигналов в камере не является препятствием для выбора такого стандарта, но окупается высоки пространственным разрешением камеры, которое присуще прогрессивной развертке. В качестве первого этапа разработчики предлагают использовать камеры с чересстрочной разверткой с последующим переходом на прогрессивную. В этом случае основные изменения коснуться камер, АЦП и цифровых видеомагнитофонов.

Вся остальная аппаратура блока студии практически остается без изменений. В рамках проекта “Эврика-95” будут проходить все экспериментальные исследования по этому стандарту основными фирмами Европы вплоть до принятия единого мирового стандарта HDTV.

В сложившейся ситуации противоборства двух стандартов 1125/60/30 и 1250/50 удачным выходом стало принятие “двухсистемного” студийного стандарта HDTV, единого по цифровым параметром, но имеющего два варианта, отражающих различия существующих аналоговых ТВ систем.

Как и в случае стандарта цифровой студии, согласно Рекомендации 601-1 МККР для систем NTSC, PAL, SECAM двухсистемный студийный стандарт HDTV позволит в значительной мере унифицировать студийное оборудование и комплексы, включая системы передачи и ведеозаписи. Преимуществом европейского варианта является повышенная вертикальная четкость студийного ТВ изображения и киноизображения, получаемого методом лазерной и электронно-лучевой кинозаписи. Преимуществом американского варианта является повышенная временная разрешающая способность.


[предыдущая страница]     [содержание]   [следующая страница]

Hosted by uCoz