Всего 60 лет назад сама идея передачи изображения и звука на огромные расстояния казалась абсурдной. Но человек поверил в нее, а затем овладел ею. Он создал гигантскую индустрию и продолжает питать ее своими ожиданиями и огромным количеством рекламных долларов. В недавнем исследовании в ответ на вопрос, каково величайшее изобретение ХХ века, около 50% всех опрошенных жителей США назвало телевидение.
7 сентября 1927 года в мастерской на чердаке своего дома на Грин-Стрит в Сан-Франциско молодой изобретатель по имени Фило Тэйлор Фернсуорт (Philo Taylor Farnsworth) продемонстрировал нетерпеливым инвесторам свое изобретение. Ему удалось передать по радио изображение толстой белой линии, нанесенной на стеклянную пластину, в устройство с маленьким круглым экраном. Он поворачивал стекло, и принимаемое изображение линии одновременно меняло свое положение. Эта демонстрация и блестяще организованная подготовка к ней позволили Фернсуорту опередить всех, кто занимался той же проблемой, и положили начало судебной баталии с компанией RCA за право на патент, которую Фернсуорт в конечном счете выиграл.
Фернсуорт предполагал, что люди во всем мире смогут передавать и принимать видеосигналы, но он не мог вообразить размеры индустрии, которую породило его изобретение. По сравнению с воплощением общей идеи наш теперешний переход к цифровому телевидению кажется мелким усовершенствованием. Представьте себе попытку заставить людей покупать телевизоры в отсутствии телепрограмм! Первые телепередачи Фернсуорта велись самодеятельными эстрадниками из маленькой студии в Филадельфии и передавались маломощным передатчиком на короткое расстояние для живших в миле от студии первых телевизионных инженеров-владельцев опытных устройств.
Фернсуорт и его помощники изготовили несколько прототипов и первые коммерческие приемники, но настоящим производством и распространением телевизоров занялись компании типа RCA и Philco. Эти первые устройства в деревянных корпусах выглядели как маленькие гардеробы с оконцем в волшебный мир. Постепенное совершенствование технологии этих черно-белых телевизоров привело к более крупным и четким изображениям, а где-то в 50-х появились средства передачи цветных сигналов — это было первое и единственное принципиальное изменение технологии и конструкции телевизора.
Но сигнал продолжал передаваться с тем же разрешением (около 400 строк на кадр), тем же слабым звуком и тем же прямоугольным форматом изображения.Формат традиционного телевизионного экрана восходит к раннему кинематографу. Его ввел человек по имени У.К.Л. Диксон (W.K.L. Dickson), работавший в конце XIX века в лаборатории Томаса Эдисона. Диксон сконструировал кинокамеру, называемую Kinescope (ее разновидность до сих пор применяется для переноса видео на пленку). Диксон использовал специальную пленку с размером кадра 1
x3/4 дюйма, что дает отношение длины к ширине 4:3. Когда индустрия приняла этот формат в качестве стандарта, кино- и телевизионные изображения соответствовали друг другу независимо от размеров экрана. И так продолжалось довольно долго.Но в 50-х все переменилось Голливуд почувствовал угрозу со стороны телевидения, вдруг ставшего популярным. Люди, увлекавшиеся рок-н-роллом, перестали ходить в кино, а проводили семейные вечера у телеэкрана. Тогда владельцы студий собрали своих инженеров и сказали: “Сделайте что-нибудь большое!” — так появились форматы типа Cinerama, Cinemascope и VistaVision. Форматов с красивыми названиями много, но все они шире, чем 4х3. Съемка фильмов (а теперь и видео) в этих форматах создает для операторов более широкие композиционные возможности, и мир в этих фильмах выглядит более естественным
При трансляции по телевидению широкоформатных фильмов без искажения часть визуальной информации по краям теряется. Например, если в конце комнаты воркуют любовники, то зрителю остаются только их голоса. Эта проблема решается двумя способами. Изображение можно “втиснуть” в ширину телеэкрана, и тогда его верхняя и нижняя части не используются (эффект почтового конверта).
Если же в начале фильма, записанного на видеокассету, значится: “Формат данного фильма приведен в соответствие с форматом телеэкрана”, это означает, что пленка подверглась операции pan and scan. Редактор прошелся по всему фильму, часто при участии директора картины или режиссера, и обрезал кадры, сохранив “действие” (action frame), так что в корзину попали второстепенные детали изображения. Конечно, во время съемок режиссер и оператор никогда не думают, что какую-то часть их фильма посчитают несущественной, но такова реальность телевизионного маркетинга и рынка домашнего видео.
HDTV изменит эту ситуацию, и вы сможете увидеть в оригинальном формате 16х9 свои любимые фильмы, которые до сих пор могли смотреть только в “сплюснутой” или отформатированной версиях.
Кроме очевидных преимуществ формата, сам способ формирования цифрового изображения высокой четкости также несет в себе существенные преимущества. Начнем с того, что цифровой сигнал либо есть, либо его нет. Это означает, что он не ослабляется при передаче на расстояние, как аналоговый сигнал. Поэтому если он принимается вообще, то принимается без искажений. Цифровой сигнал не подвержен помехам, характерным для работы нецифрового оборудования, таким как тени, “туман” или “снег”. Дело в том, что изображение воссоздается внутри цифрового декодера новых телевизоров (он может быть встроенным или автономным). Передается же цифровой сигнал в компрессированном виде, что намного сужает требуемую полосу пропускания канала. В цифровом телевидении применяется схема компрессии MPEG-2 — та же, что и на DVD.
Любая компрессия — это компромисс. Самое высокое качество у некомпрессированного цифрового видео, но для этого необходимо передавать невероятное количество данных (эквивалентное примерно 27 дискетам в секунду). Такую пропускную способность можно обеспечить только в локальной сети. Чтобы передавать цифровой сигнал по существующим каналам, изображение с разрешением примерно вчетверо выше по сравнению с обычным нецифровым компрессируется в соотношении 55:1. Но это незаметно, так как алгоритм MPEG-2, хотя и не идеален, но достаточно хорош: он “знает”, что компрессирует. В этом алгоритме используются особенности восприятия глазом оттенков цветов и движения. В каждом кадре MPEG-2 учитывает ровно столько деталей, чтобы не было заметно никаких искажений. Кроме того, шифратор сравнивает соседние кадры и передает только те участки изображения, которые изменились или переместились. В результате качественно отснятая сцена выглядит так же естественно, как если бы вы наблюдали ее через открытое окно.
Чудо компрессии позволяет не только передавать в эфир превосходное изображение. Благодаря запасу полосы пропускания, появляется возможность передавать цифровое аудио 5.1, то есть настоящий окутывающий звук (surround sound), что принципиально меняет характер домашних развлечений. Вы не только получаете высококачественное изображение, но и погружаетесь в новый мир цифрового звука. Появление цифровых телевизионных аудиопрограмм приведет к тому, что роль радио в нашей жизни тоже принципиально изменится.
Широкое распространение получит мультикастинг, или возможность принимать более одного сигнала одновременно. Для мультикастинга используются аналоговые сигналы, хотя и очень высокого качества.
Наконец, цифровое вещание позволит работать с вебом и открывает удивительные возможности в области видеоконференц-связи и работы через Интернет.
Пожалуй, важнейшим компонентом HDTV служит совсем крошечная деталь... скромный пиксел. В аналоговом телевидении элементы изображения, из которых состоит красная, зеленая и синяя компоненты, представляют собой вертикальные прямоугольники. В HDTV они квадратные, как на компьютерных мониторах, и более, чем в четверо меньше пикселов аналогового ТВ, так что мелкие детали получаются намного четче, что позволяет разглядеть каждую пору на коже кинозвезды.
Аналоговое телевидение формата NTSC обеспечивает 720 строк (линий пикселов) по вертикали на 486 строк (колонок пикселов) по горизонтали. HDTV дает гораздо более четкое, резкое изображение с большим цветовым насыщением, так как его разрешение составляет 1920 строк по вертикали на 1080 строк по горизонтали.
В настоящее время существует 18 разных стандартов цифрового телевидения (если в такой “стандартизации” вообще есть смысл). Пять из них определяются как HDTV: 1125-, 1080-, и 1035-строчные с чередованием строк (i) и 720- и 1080-строчные с последовательными строками (p). Однако бытовой телевизор HDTV обязан отображать один из сигналов 720p или 1080i в формате 16:9. Практически все разрабатываемые сегодня телевизоры HDTV воспроизводят оба формата, а телевещательные компании будут транслировать свои передачи в одном из них. У каждого из этих форматов много своих особенностей, и их не следует сравнивать, так как по существу это разные системы. У 1080i
более высокое горизонтальное разрешение, зато у 720p нет полукадровых искажений. Эти искажения могут сказываться как на качестве воспроизведения объектов на экране, так и на качестве шифрования сигнала MPEG-2. Чтобы лучше понять разницу, давайте сопоставим все это с обычным телевизором.В общем случае обычное аналоговое изображение на HDTV-телевизоре будет выглядеть лучше. Однако имейте в виду, что производство телепередач остается нецифровым, поэтому, чтобы вещать их по новой технологии, необходимо выполнить преобразование в соответствии со спецификациями HDTV. Этот процесс называется ап-конверсией. Но прежде чем вдаваться в подробности, вспомним, как принимается сигнал в стандартном телевидении. В наших телевизорах луч пробегает по экрану со скоростью 30 кадров в секунду. Каждый из этих кадров делится на два поля, так что всего отображается 60 полей в секунду. В этих полях чередуются четные и нечетные строки, что дает “чересстрочную” развертку, характерную для современных телевизоров. Но хотя такое чередование кадров создает эффект более плавного движения по сравнению с последовательной разверткой, оно может стать причиной размытого изображения, теней и искажений.
В HDTV-телевизоре эти 60 полей ап-конвертируются в изображение с последовательной разверткой. Это означает, что строки передаются последовательно одна за другой без всякого наложения полей. Именно так отображается информация на мониторе компьютера. При более низком разрешении в 480p такой формат, возможно, уже следует
называть форматом не высокой, а “повышенной четкости” изображения. В некоторых цифровых телевизорах возможен другой процесс ап-конверсии, в котором аналоговое изображение преобразуется в 1080 чередующихся строк, или 1080i. При этом используется т.н. метод удвоения строк. Так что когда во время дневных передач вам предлагают посмотреть пример “цифрового” телевидения, то на самом деле это не HDTV, а аналоговое изображение с удвоением строк.Многие любители DVD были разочарованы, когда впервые подключили “новейшие” DVD-плееры к телевизору HDTV. Дело в том, что выходной сигнал этих плееров первого поколения был аналоговым, и его приходилось воспроизводить на HDTV методом конверсии. Этот метод не может быть идеальным, и сигнал всегда портится. В более современных плеерах предусмотрен выход с последовательной разверткой, так что HDTV-телевизор может воспроизводить его при разрешении 480p с великолепным качеством изображения, но с технической точки зрения это все же еще не HDTV. Настоящие HDTV DVD-плееры появятся только через несколько лет.