6.Есть ли будущее у технологии ATM?
 
 
 
     Олег Рублев («АйТи», руководитель Отдела продаж сетевых технологий) : Сначала в России, да и в мире, считали, что АТМ - это панацея от абсолютно всех проблем с передачей любого трафика. Однако по многим причинам - из-за дороговизны, относительной сложности АТМ - эти надежды не оправдались. Сегодня мы видим, что в подобной же роли выступает IP, все пропагандируют IP как панацею. Однако потихоньку все строят сети на разных технологиях, и никто еще серьезную крупную телефонную сеть не построил на IP-технологии, сегодня это невозможно по многим причинам.
     У каждой технологии - своя ниша, и системный интегратор как раз и должен подбирать технологии под задачи клиента, тогда проект получается наиболее оптимальным. Кому-то нужен SDH, кому-то АТМ, кому-то IP. До сих пор живут TDM-технологии в виде того же SDH, и еще долго будут жить. В этом и состоит искусство системного интегратора - в правильном применении технологий и оптимальном подборе оборудования.
    Трудно оценить, что превалирует в магистралях и в локальных сетях. Такие технологии, как SDH, Ethernet и IP, сравнивать нельзя, это разные уровни, для разных задач.
    Я не совсем согласен с тем, что у ATM нет перспектив. Я не очень представляю, как сеть «Транстелекома» может быть построена чисто на IP-технологиях, если они собираются подключать узлы своих магистральных станций и давать по IP-трафику голос.
    Дело в том, что речь идет не только о передаче голоса, а и о многих других приложениях - телеметрии, например, что зачастую более важно. На транспорте, в энергетике роль связи особенно возрастает в случае аварии. А в такое время на каналах связи происходит взрывной всплеск трафика. Как поведут себя при этом новые технологии? Вот почему там до сих пор используются старые проверенные аналоговые TDM-технологии - они гарантируют прохождение сигнала. И даже к технологии АТМ там очень настороженно относятся.
 
    Александр Давыдов («Микротест», технический директор) : Я думаю, что у каждой технологии есть свой срок жизни, и вопрос не в том, использовать АТМ или нет, а в том каков потенциал развития у этой технологии, каковы у нее срок жизни и охват услуг. У IP срок жизни и потенциал оказался неожиданно большим. Никто не ожидал такого. Появились новые решения, новые модификации, и по сложности IP плавно приближается к АТМ, а срок жизни и запас у АТМ оказался значительно ниже, чем у IP. Речь идет не об оценке технологии, я говорю о потенциале развития, возможностях и объеме рынка. В 1996-1998 годах мы размещали АТМ. Мы запустили в Екатеринбурге вторую в России городскую мультисервисную сеть на ATM, в 1998 году сдали комиссии Госсвязьнадзора. В 1996 году мы делали решения VLAN на ATM, потому что тогда не было других решений, способных обеспечить безопасность. А сейчас, начиная с этого года, размещать новые АТМ-решения даже на магистральной телефонии мы считаем нецелесообразным. Сейчас потенциал другой. Аналогично и по другим новым технологиям - все надо делать вовремя. Размещать в этом году, допустим, ADSL - это нормально. В следующем году надо будет несколько раз подумать, размещать ли ADSL.
    В принципе, для любой технологии важно, чтобы решение окупалось в течение срока ее жизни. Сейчас размещать специализированное оборудование для TDM сетей типа DACCS (N*64Kbps) в тех городах, где их нет, бессмысленно, такая сеть никогда не окупится, хотя там, где оно уже было вовремя размещено, оно работает и приносит прибыль операторам. Чисто АТМ-оборудование сейчас разворачивать на магистральных сетях - сто раз подумать надо, окупится ли. Следующий 2001 год мне кажется критическим в этом смысле, он даст ответы на многие вопросы по тенденциям.
    Решение по размещению современной технологии для операторов связи - всегда волевое. Никто ведь не знает, какие новые технологии появятсяи успеет ли окупиться оборудование, но ждать-то времени нет. Если сегодня вы считаете, что это оправдано, то в этом году и надо все делать. Всегда есть риски, и чем раньше вы внедрите новую технологию, тем меньше риски и тем быстрее она окупится. Если прикидывать да ждать, то может получиться, как с сетями Х.25 - многие еще не успели их до конца развернуть, а их срок жизни уже закончился. А те сети Х.25, которые были размещены вовремя, продолжают работать и окупаться. То же самое происходит с другими технологиями.
     Например, я знаю, что у крупных западных операторов, с которыми мы общаемся, есть АТМ-магистрали на 622 Мбит/с. Но при этом они ее не расширяют, потенциал услуги FR/ATM ограничен. В то же время у них уже два года назад магистраль на IP была поднята на 2.5 Гбит поверх DWDM (Dence Wavelength-Division Multiplexing - технология уплотнения каналов с разделением по длине волны применяемая в оптоволоконных каналах - Прим.ред.) и они продолжают развивать сеть до 10 Гбит. Соответственно в чистое IP поверх DWDM вкладываются в несколько раз большие деньги, чем в АТМ, пропорционально потенциалу развития услуг.

     Олег Табаровский (AMT Group, коммерческий директор) : Есть ли будущее у технологии ATM? Я бы с этим поспорил. Вообще, все начинается не с технологий, а с задач клиента, именно от них идет успех тех или иных технологий. Для всех, наверное, очевидно, что при строительстве новых кампусных и зачастую даже сетей городского уровня (MAN) в качестве транспорта (если мы говорим не о телефонии, а о сетях передачи данных) практически никто не использует технологию ATM. Был период, когда такие сети активно строили. Заказчики не вполне понимали, зачем им нужна технология АТМ, но это было модно, и они их строили. Сейчас ажиотаж улегся и стало понятно, что те задачи, для которых предназначен АТМ, замечательно решаются современным оборудованием, современными сетями на базе Ethernet, на базе Fast Ethernet, на базе Gigabit Ethernet.
     Все задачи объединения мультимедийных сетей для передачи данных, голоса и видео (пока не слышно, правда, чтобы это делалось в России) уже решаются на современном оборудовании с использованием Ethernet, Fast Ethernet, здесь АТМ не нужен. А с точки зрения цены оборудование на базе АТМ и на базе Ethernet совершенно несравнимо. Что касается задач, которые стоят в глобальных и городских сетях, то здесь в мире ситуация несколько другая. Там АТМ нужен в двух случаях: либо для интеграции старого оборудования - в традиционной телефонии (например, чтобы вместо SDH использовать АТМ для интеграции телефонных станций), либо для обеспечения качества обслуживания для мультимедийных сетей. Но и там, в принципе, современный уровень развития IP-технологий позволяет все эти задачи отлично решать, а АТМ используется только как дополнительный посредник. И как в кампусных, так и в глобальных сетях роль АТМ становится все меньше и меньше. Поэтому я не вижу никаких перспектив у технологии АТМ.

     Сергей Малышев (UNI, вице-президент) : Надо рассматривать технологии только с точки зрения бизнес-приложений. Если есть бизнес-приложение, есть задача - технология найдется! Технология АТМ пришла на смену устаревающим высокоскоростным магистральным сетям - FDDI. Тогда она была единственной достаточно высокоскоростной и дешевой, чтобы решать проблемы объединения сетей. Никто не стал бы переходить на АТМ, окажись на тот момент готовы стандарты по гигабитному Ethernet, потому что нет смысла менять технологию. В чем проблема применения технологии АТМ? В том, что нам все равно приходится выходить в Ethernet со стороны пользователя или очень часто в SDH, если строится протяженная транспортная сеть. Система становится сложнее, становится менее управляемой, трудно настраиваемой, с одной стороны, а с другой стороны есть желание иметь одну единую «сквозную» технологию, начиная с 10 Мбит и заканчивая 1000 Мбит. Ни о чем думать не надо. Достаточно «навесить» на нее куски, которые нужны, для того, чтобы организовать некий сервис, который пришел на самом деле от АТМ, и получилось дешево и достаточно надежно. Опять же известно, что в последнее время в мире все работают на IP. Значит, вещи, хорошо организованные в АТМ, уже не нужны. Достаточно доработать существующую технологию - и можно эффективно использовать IP как протокол - со всеми резервированиями и т. п.
      Если говорить о нижнем, транспортном уровне, то еще три года назад мы не собирались заниматься SDH вплотную. Сейчас мы занимаемся SDH по полной программе. Я думал, что эта технология уже отжившая. Ничего подобного, она прямо создана для того, чтобы обеспечивать высочайшую надежность, правильное построение системы заложено у нее внутри. Она не позволяет тебе никакой вольности: хочу - так сделаю, хочу - эдак, а там посмотрим, что станет с надежностью! Она уже по идеологии своей настолько надежна, что единственно применима для сетей такого масштаба, и ее продолжения и развитие - DWDM и т. п. И получается, что АТМ попала между двух огней. С одной стороны - устоявшаяся, серьезная, развивающаяся магистральная технология, а с другой - простота сервисов на старой доброй технологии Ethernet. И вот тенденция на сегодняшний день - буквально месяц назад у нас была пресс-конференция по поводу того, что мы сделали магистральную сеть на основе SDH для Мосэнерго. Я не думал, что мы будем заниматься с Мосэнерго сетями SDH. Но сеть существует, работает и будет развиваться. Да, там есть отдельные фрагменты АТМ, которые были построены для определенных целей и задач, и они будут работать, они будут интегрированы в эту сеть, только развиваться уже, наверное, в том объеме, который им был задуман не будут.
     У нас есть большие производственные заказчики, с которыми мы будем работать по замене их существующей АТМ-магистрали на гигабитный Ethernet. Когда ставили - другого не было, и заказчик думал, что будет использовать интегрированно телефонию, много видео и голоса. А потом поработал, и понял, что для его бизнес-приложений ничего этого не надо. Когда мы построили сеть, он уже начал использовать свои бизнес-приложения и понял, что для них вовсе не требуются эти сложности технологии, а нужно быстрее, проще и достаточно надежно. У него большое количество мегабитных файлов, данных и документации, которыми необходимо быстро обмениваться, и никогда он не будет интегрировать туда эту телефонию. Не нужно ему этого ничего, он просто «раздвигает» при помощи виртуальных сетей сегменты своих локальных сетей и обеспечивает определенную пропускную способность и безопасность для некритичных ко времени приложений.
     Еще один аспект, с другой стороны, заключается в том, что сегодня фирмы-производители опасаются включать, например, STM64 в планы развития и производства, потому что на смену этой технологии приходят другие, более совершенные. Куда сейчас вкладывают в основном деньги производители, где основные патенты и разработки? В оптических технологиях. Но у нас пока нет таких потребностей. Мы снова попадаем в ситуацию, когда появляются классные технологии, но пока не для нас, потому что у нас ни денег таких нет, ни потребностей.

     Владимир Дрожжинов («Аквариус», вице-президент) : Всякая технология фиксирует вчерашний день, не более того. Если проектная разработка вариантная, то вы всегда рассматриваете несколько технологий (как «старых», так и передовых, отличающихся по стоимости и характеристикам). Жизнь технических систем передачи информации развивается по определенному закону, чем более интересные, мощные приложения имеет система, тем большая будет требоваться пропускная способность и т. д. Все определяется приложениями. Интеграцию данных, голоса и видео мы уже имеем в Интернете. Идет разговор только о стоимости и характеристиках. Чем ниже стоимость, тем шире применение и т. д. А вот как эти технологии двигают прикладные системы, вызывают к жизни новые применения. Например, сотовый телефон запустил новый, мобильный бизнес - вообще не связанный с конкретной физической точкой. Вот это уже смена парадигмы ведения бизнеса!

     Владимир Кириллов (КРОК, зам. директора по маркетингу) : Я не совсем согласен, что технология АТМ умрет, она займет свою нишу. Есть ниши, очень специфичные, где АТМ оптимальна, а Ethernet там не пойдет. Телеметрия, например.
     Использование любой технологии определяется целесообразностью ее применения, экономической в первую очередь. Возможности развития, конечно, также закладываются и учитываются, но каждая вновь появляющаяся технология начинает применяться уже сегодня, за сегодняшние деньги, поэтому экономическая целесообразность при ее выборе играет весьма существенную роль.
     Поэтому развитие той или иной технологии определяется скорее теми секторами, в которых она применяются. Совершенно очевидно, что коммутируемый Ethernet с разными скоростями передачи, в ближайшее время останется основой построения ЛВС и магистралей этих ЛВС. Это определяется целым рядом факторов, о которых здесь уже упоминалось: доступностью, распространенностью, удовлетворением большинства потребностей, которые предъявляются к таким сетям сегодня (имеется в виду сервисы и полоса пропускания), простотой развёртывания и эксплуатации, перспективами «роста». А что касается магистральных сетей, то там есть тенденция быстрого развития и внедрения новых технологий и протоколов, о них здесь тоже уже много говорилось, - DWDM, POS, DPT. Хотя и SDH в ближайшее время останется на рынке.
 

 
 [на главную]
{предыдущий раздел}
{следующий раздел}
Hosted by uCoz