Возникновение стандартов MPEG

   Активная разработка методов и стандартов сжатия видеоданных началась с появлением цифровых видеосистем. Ведь для качественной оцифровки телевизионного сигнала с граничной частотой 6 МГц необходимо делать как минимум 12 млн. отсчетов в секунду. Поэтому при восьмибитном кодировании сигнала создается поток 100-120 Мбит/с. Для компьютерных систем - это трудно перевариваемый поток (если учесть уровень компьютерной техники 80-х). Поэтому многие фирмы и организации взялись за разработку стандартов сжатия цифрового видео. Так были созданы и H.263, и M-JPEG, и многие другие. Но когда речь идет о cовременном цифровом телевидении, то здесь подразумевается стандарт MPEG-2, который позволяет при высоком коэффициенте сжатия передавать качественное изображение и звук.
 
   Стандарты MPEG созданы и продолжают создаваться одноименной организацией Motion Picture Expert Group (далее в тексте MPEG означает и название стандартов, и название организации). MPEG входит в подкомитет Международной организации по стандартизации (ISO). Эта группа, как и большинство других современных мировых институтов стандартизации, весьма виртуальна. Работу над стандартами проводят эксперты, находящиеся в самых разных странах, и повседневным средством общения служит электронная почта. Основные решения и постановка новых задач проводятся на заседаниях (уже реальных) MPEG, на которые эксперты собираются обычно три раза в год (иногда чаще).
 
   В 80-х годах шли активные дебаты по принятию стандарта аналогового телевидения высокой четкости (ТВЧ, HDTV), который, хотя и был принят, распространения не получил. Одна из главных причин этого заключалась в том, что разработчики не могли отказаться от совместимости с обычным телевидением и не хотели переходить к цифровым технологиям.
 
   Тем временем, интересы многих компаний стали сосредотачиваться вокруг цифровых видеотехнологий. И малоизвестный, но напористый итальянец по фамилии Черильоне убедил Хироси Ясуду, возглавлявшего тогда JPEG (Joint Photographic Experts Group, входящая в тот же подкомитет ISO, что и MPEG), помочь в создании группы, которая бы занималась разработкой стандартов сжатия подвижного изображения.
 
   JPEG к этому моменту уже приняла одноименный стандарт сжатия неподвижных изображений и собиралась распространить его на подвижные изображения. Сделать это предполагалось очевидным образом: сжимать "по JPEG" каждый отдельный кадр видео. Так появился стандарт M-JPEG (Motion JPEG). Но два его существенных недостатка - невысокий коэффициент сжатия (не более 40:1) и отсутствие стандарта для компрессии звука - не  дали ему получить широкое распространение.
 
   Итак, группа Черильони под эгидой ISO была сформирована в 1988 году. В 1990 году на нее была возложена официальная миссия разработки стандартов для кодирования подвижного видеоизображения и сопутствующей информации для записи и считывания с цифровых носителей. С этого же времени она получила название MPEG, в котором подчеркивались и общность, и противоположность с родственной JPEG. Отметим, что MPEG во многом опиралась на разработки JPEG. Так, метод кодирования I-кадров в MPEG-1 и 2 практически совпадает с методом сжатия JPEG. (Пояснения см. в пункте "Анатомия стандартов MPEG-1 и MPEG-2".)
 
   Почему же MPEG смогла победить конкурентов и утвердить свой стандарт? Ведь в то время кроме M-JPEG параллельно продвигались еще не менее интересные методы компрессии видео. Скорее всего, своей победой стандарты MPEG обязаны грамотной политике руководства группы и личным качествам самого Черильоне. Во-первых, MPEG сразу начала искать альянсы с крупнейшими мировыми компаниями, которые могли бы поддержать будущие стандарты. Во-вторых, MPEG взяла курс на создание независимых стандартов.
 
   На первый взгляд, эти два стремления несколько противоречат друг другу, но их сочетание дало свои плоды. Так, к моменту окончательного утверждения MPEG-1 ряд производителей уже предлагали на рынке программные и аппаратные средства для его реализации. Другой пример: уже в начале 1998 года японская Toshiba объявила о выпуске чипа-кодека для еще не утвержденного (!)  MPEG-4.
 
   Кстати, еще одним секретом успешной деятельности MPEG является строгое следование графикам работы над стандартом. Но вернемся к началу.
 
   В 1988 году молодая и немногочисленная группа экспертов взялась за разработку формата хранения видеоинформации на CD-ROM и ее воспроизведения со скоростью около 1,5 Мбит/c. Поддержку оказала голландская фирма Philips (создавшая ранее технологию цифровых оптических дисков), которая и впоследствии играла в деятельности MPEG немалую роль. Постепенно MPEG из небольшой группы экспертов стала влиятельной организацией, в которой были представлены интересы десятков компаний. Среди них - производители телевизоров, компьютеров и микросхем, телевизионные и телекоммуникационные компании. Принятие MPEG-1 прошло успешно. В 1996 году стандарт получил престижную премию "Эмми". В том же году в Китае было продано 2 млн. декодеров MPEG, в следующем - 4 миллиона.
 
   Вслед за MPEG-1 группа приступает к работе над MPEG-2, который задумывался как стандарт для передачи (а не хранения и воспроизведения, как MPEG-1) в цифровом виде телевизионного изображения. Примерно в это же время начинает прорабатываться и MPEG-3, который предназначался для кодирования сигналов HDTV. Позже он вошел в MPEG-2.
 
   MPEG-2 в основном сформировался в 1992-1993 годах. Очень важной оказалась победа, которую одержал MPEG-2 над разработкой, предложенной AT&T. По признанию экспертов, хотя качество варианта AT&T в чем-то даже превосходило MPEG-2, все-таки последний был более прост и дешев в реализации. Отчасти, победе группы MPEG сопутствовал тот факт, что некоторые ее члены участвовали и в проекте AT&T. Поэтому наиболее рациональные идеи американского проекта перекочевывали в MPEG. Если до 1994 года MPEG имела влияние в основном в Европе и Азии, то победа над AT&T, а также над интересными разработками отдельных изобретателей (Woo Paik из General Instrument, Jae Lim из Массачусетса) открыла для MPEG богатый американский рынок. Немаловажным фактором стало и удачное подключение MPEG-2 к созревавшей технологии DVD. Хотя весьма странным может показаться тот факт, что для кодирования звукового сопровождения в DVD-ROM предпочтение почему-то отдается Dolby AC-3 вместо популярного MPEG Layer 3.
 


       Перейти на стартовую страницу


Hosted by uCoz