До недавнего времени Министерство связи РФ являлось практически единственным оператором связи, предоставлявшим услуги организациям и населению. Ведомственные сети обеспечивали потребности самих организаций.
Однако изменение экономической ситуации в стране и общемировая тенденция отхода от монопольного государственного или частного владения сетями и средствами связи привели к принятию Закона о связи, фактически определяющего основные принципы демонополизации отрасли связи. Закон о связи был принят Государственной Думой 20 января 1995 года и подписан президентом Б.Н.Ельциным 16 февраля 1995 года. Этот закон определяет правовую основу деятельности в области связи в России; полномочия органов государственной власти по регулированию функционирования и развития отрасли связи; права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности и пользующихся ее результатами. Кроме того, Правительство РФ Постановлением № 878 от 04.09.95 утвердило программу демонополизации отрасли связи.
В настоящее время свыше тысячи предприятий имеют лицензии Министерства связи РФ на предоставление услуг электросвязи. Потребность абонентов в современных высококачественных услугах связи, и, соответственно, готовность абонентов платить за услуги формируют значительный сектор рынка.
Однако традиционным монопольным операторам связи во всем мире и, в том числе, Министерству связи в России, отягощенным громадным количеством коммутационного и каналообразующего оборудования со значительными (до 20 и более лет) сроками окупаемости, тяжело проводить полномасштабную модернизацию своих сетей для соответствия современным потребностям в услугах связи. Демонополизация в отрасли связи приведет к появлению новых агрессивных операторов связи, которые будут стучать в двери буквально каждого потенциального клиента, завлекать его более низкими ценами, повышенным качеством и разнообразием услуг.
Операторы ведомственных сетей наряду с ростом услуг связи для собственных пользователей будут предоставлять услуги своих сетей прочим пользователям. Уже сейчас наметился рост конкуренции между традиционными операторами (Минсвязи) и альтернативными поставщиками услуг связи на базе сетей энергосистем, газопроводов, железных дорог и метрополитенов. Можно привести примеры проектов компаний "Макомнет", "Метроком" и "Раском", проложивших волоконно-оптические линии связи по туннелям метро Москвы и Санкт-Петербурга, а также вдоль Октябрьской железной дороги. АО "Газком" намерено развернуть собственную систему космической связи на базе спутников "Ямал".
Демонополизация отрасли связи и, как ее результат, конкуренция операторов будет выигрышна для абонентов, что на базе развития современных телекоммуникационных технологий выразится в расширении количества и повышении качества услуг связи при снижении их стоимости.