Проблемы, снижающие эффективность системы Navstar.
Существенной проблемой,
снижающей эффективность системы " Navstar ",
является периодическое возникновение в системе
зон, в которых не будет обеспечиваться заданная
точность навигации и получивших название PDOP(Position
Dilution of Precision)- позиционное ухудшение точности. При
принятом построении космического элемента
подобные зоны будут возникать в течение 5-12 мин в
районах Земли между 30 и 50 градусами северной и
южной широт. Время и место возникновения зоны PDOP
могут быть определены заблаговременно. Однако
наличие этих зон способно весьма существенно
снизить эффективность проведения некоторых
военных операций.
В таблице приведены ожидаемые способы
удовлетворения требований к КНС "Navstar" на
период до 2010 г.
Таблица 4. Требования к системе Navstar и
ожидаемые способы их удовлетворения на период до
2010 года.
Требование |
Динамика удовлетворения требований |
Способы удовлетворения требований. Обеспечивающие ПЭ. |
Глобальность |
приближается к 100% |
Будет достигаться поддержанием оптимального построения космического элемента |
Оперативность навигационных определений |
снижение до уровня близкого к нулю |
Время определения своего местоположения будет сокращаться за счет постоянного совершенствования аппаратуры пользователей. |
Точность навигационных определений |
Некоторое увеличение точности |
Уменьшение ошибки определения местоположения будет обеспечиваться за счет совершенствования бортовых стандартов частоты, расширения использования дифференциальных методов. |
Непрерывность навигационного обеспечения |
Увеличивается практически до 24ч |
Поддержание в полном составе космического элемента и работоспособном состоянии комплекса управления |
Независимость от погоды и времени суток |
порядка 100% |
Требование удовлетворяется рациональным выбором частот, применением двухчастотных схем передачи информации. |
Скрытность |
высокая |
Обеспечивается пассивным методом навигационного обеспечения |
Обслуживание неограниченного количества пользователей |
100% |
Достигается беззапросным методом навигационного обеспечения |
Достоверность навигационных определений |
приближается к 100% |
Достигается выбором рациональных дальномерных кодов, приемом навигационной информации от различных средств и использованием в аппаратуре данных "неразрушаемой" памяти о местоположении средств навигационного обеспечения в данный период времени. |
Устойчивость космического элемента |
приближается к 100% |
Обеспечивается за счет резервирования КА на Земле и в космосе, возможность восстановления на орбите; разработки элементов бортовой аппаратуры, устойчивой к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва и лазерного излучения. |
Оперативность восстановления космического элемента |
повышается |
При выходе из строя или уничтожении КА удовлетворяется задействованием резерва КА, расположенного на земле или на орбите, либо восстановлением (ремонтом) КА на орбите |
Длительность автономного функционирования КА |
Приближается к 4000 ч |
Будет достигаться повышением точности эфемеридной информации, стабильности стандартов частоты, получением данных о своем местоположении с помощью бортовых средств |
Возможность ремонта КА на орбите |
повышается до 50% |
Создание модульных конструкций КА, замена при необходимости вышедших строя модулей на орбите, "увод" КА для ремонта на другую орбиту |
Степень защиты КА |
повышается до 50% |
Создание: средств, позволяющих КА защищаться своими силами (уход на другую орбиту, маневр); защиты от поражения пассивной и активной радиацией. |
Устойчивость средств Командно-измерительного комплекса (КИК) |
повышается |
Будет достигаться мобильностью и рассредоточением средств КИК, готовностью наземных средств КИК к переброске в другой район и развертыванию к оперативной работе в кратчайшие сроки. |
Стандартизация средств |
степень стандартизации возрастает |
Будет проводиться на всех уровнях системы: КА, приборы, элементная база. Основное направление - разработка, внедрение модулей для аппаратуры всех уровней |
Сокращение расходов на КА, РН, средства пользователей |
Снижение примерно в два раза |
На каждом этапе жизненного цикла КНС будут продолжаться работы, направленные на снижение расходов на основе принципа приемственности, совместимости, стандартизации, исключения дублирования работ. Снижение расходов за счет ремонта КА, аппаратуры пользователей. |
Как видно из таблицы, выявленная направленность работ в целом способствует удовлетворению требований к КНС, приведены ожидаемые способы удовлетворения требований к КНС "Navstar" на период до 2010 г. Вместе с тем остается ряд проблем, снижающих эффективность системы, например: