Что такое электронная коммерция?


В общем случае «система электронной коммерции» представляет собой определенную Интернет-технологию, предоставляющую участникам системы следующие возможности:

Важной (но необязательной) составляющей систем электронной коммерции являются системы проведения электронных платежей - в этом случае одним из участников системы становится банк.

Рис. 1. Схема электронной коммерции.

В числе функциональных возможностей, реализуемых системами электронной коммерции, можно выделить следующие:

Электронную коммерцию можно подразделить на 4 категории:

Примером из категории бизнес-бизнес может служить компания, использующая сеть для заказов поставщикам, получения счетов и оплаты. Эта категория электронной коммерции успешно складывалась в течении нескольких лет, с частичным использованием технологии электронного обмена данными - EDI (Electronic Data Interchange) в частных сетях или сетях с дополнительными услугами - VAN (Value Added Networks).

Категория бизнес-потребитель - это электронная розничной торговля. Эта категория сильно расширила свои рамки с появлением WWW. На сегодняшний день в Internet открыто множество магазинов, предлагающих потребителям всевозможные товары, от печенья и вина до компьютеров и автомобилей.

В категорию бизнес-администрация входят все сделки, заключаемые между компаниями и правительственными организациями. Например, в США информация о планируемых правительством закупках публикуется в Internet и компании могут посылать свои предложения электронным способом. Сегодня эта категория пока находится в зачаточном состоянии, но может быстро разрастись при условии, что правительства используют собственные возможности для поддержки и развития электронной коммерции. В добавление к объявлениям о закупках, административные органы могут также предлагать возможность электронного обмена при таких операциях, как например, возврат налога на добавленную стоимость.

Категория потребитель-администрация еще не существует. Однако, с разрастанием категорий бизнес-потребитель и бизнес-администрация правительства могут расширить электронное взаимодействие в таких областях, как например, социальные выплаты.

Общепризнанным является то, что сеть Интернет изменила лицо бизнеса. Всего за три года объем финансовых операций в общедоступных сетях, согласно исследованиям фирмы International Data Corp., стремительно взлетел с 50.4 миллионов долларов в 1997 году до прогнозируемых 1.3 триллиона долларов в 2003 году.

Компания IBM зарегистрировала понятие "электронный бизнес" как торговую марку.
Звучит это так: "e-business (e'bis'nis) The transformation of key business processes through the use of Internet technologies" – "преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет-технологий".

Имеется в виду, что все стороны деловых отношений, включая внутреннее планирование работы и управления, маркетинг, продажи, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку клиентов и партнеров, перенесены в Интернет.
Надо заметить, что элементы электронного бизнеса существуют уже давно – многие компании десятилетиями применяют автоматические системы ведения бизнеса, такие, как, например, средства электронного обмена данными (Electronic Data Interchange, EDI), электронного перевода средств (Electronic Fund Transfer, EFT), планирования корпоративных ресурсов (Enterprise Resource Planning, ERP).
Сейчас же, когда к Интернету подключены десятки миллионов ПК, когда Интернет стал деловой средой, практически любая компания получила возможность ведения многих операций в режиме онлайн. Таким образом компании снижают издержки существующего бизнеса или переходят на совершенно новые бизнес-схемы.

Электронная коммерция - это составная часть электронного бизнеса, которая обеспечивает выполнение функций маркетинга, оформление заказов товаров и услуг, проведение платежей, выбор и реализацию схемы доставки товара, осуществление послепродажного обслуживания через Интернет.

Преимущества электронной коммерции по сравнению с традиционными видами коммерческой деятельности:

<< назад | содержание | вперед >>

Hosted by uCoz