Проблемы перехода систем биллинга к третьему поколению

Средства связи следующего поколения, например, сотовая радиосвязь третьего поколения, должны предоставлять все необходимое с точки зрения приложений, перспективных для конечного пользователя. Конечно, важны радиочастотные интерфейсы и диапазон, лицензии и ширина полосы частот, но это лишь лежащий в основе фундамент, который позволяет конечным пользователям делать необходимые им вещи, будь они банальными и тривиальными или полезными и критическими, с использованием вновь открывающихся возможностей. Организация предоставления услуг, биллинг и средства обслуживания платежей, которые позволяют операторам и другим сторонам оформить эти приложения в дружественных формах и получать от них доходы, являются критическими и необходимыми элементами

Введение

Переход сотовой радиосвязи от 2G к 3G представляет собой поворотный пункт. Это относится к более широкому развертыванию, как коммуникаций, так и информационной индустрии. Это, вероятно, будет иметь глубокое воздействие на всю совокупность других отраслей, от индустрии развлечений и розничной торговли до банковского дела и здравоохранения. Но переход от мира 2G к 3G небезопасен. Это дорого. Было потрачено свыше 100 миллиардов долларов на лицензии, что привело некоторых, прежде богатых, операторов на грань банкротства. Это сложно и требует успешного освоения очень претенциозных, но пока еще непроверенных, технологий. Это является психологическим изменением, требуя иного мышления и поведения людей – не только операторов отрасли и поставщиков услуг, но также и их клиентов Изменения психологии представляют собой наибольший риск, но они не беспрецедентны. Введение 2G в 1990–х годах привело к реальным и существенным изменениям в поведении людей. Технически передача голоса из проводной стала беспроводной. В психологическом и социальном отношении, однако, это превратило телекоммуникации в средство достижения большей эффективности функциональной жизни людей и внесло разнообразие в их личную жизнь. Благодаря мобильному телефону люди смогли стать более гибкими, стали легче адаптироваться к новым условиям и больше общаться. Опоздание на встречу или назначение свидания перестало носить характер кризиса. Время внезапно стало более гибким. Из жизни людей исчезло множество волнений и неуверенности. Пребывание вне офиса или вдали от дома перестало быть препятствием для общения. Обмен информацией стал доступен в любое время, предотвратил бесчисленные бесполезные поездки исоздав многочисленные «возможности последней минуты». На другой чаше весов, возможно, оказалась атмосфера вездесущности телефонного звонка, убежденность людей, что они теперь обязаны 24 часа 365 дней в году пребывать в готовности и планировать возможность принятия решения в последнюю минуту. Введение сотовой радиосвязи 3G и дополняющих ее беспроводных технологий, например, беспроводных Локальных Вычислительных Сетей (ЛВС, LAN) или Региональных Вычислительных Сетей (MAN), обещает продвинуть все это еще на шаг или несколько шагов. То, что 2G сделала для передачи голоса, 3G сделает для услуг передачи таких неголосовых данных, как текст, видео и мультимедиа.

Что получится, пока не ясно... Борьба за сетевые стандарты еще не завершена, конкурируют различные реализации CDMA, iMode и беспроводные ЛВС (Wireless LAN, WLAN), например, семейства 802.11, которые иногда ошибочно обозначают «4G». Действительность состоит, вероятно, в том, что многие операторы выберут сочетание различных технологий и механизмов доставки. Требованием систем поддержки бизнеса является согласование не только сетевых интерфейсов, но также и требований к издержкам. Оператор может установить для увеличения пропускной способности в определенных ограниченных областях. Как этот оператор сможет взимать дифференцированную оплату с абонентов, осуществляющих доступ через нее? А если она является посещаемой ЛВС, например, в Интернет–кафе? Сверхъестественные и замечательные устройства в витринах с опытными образцами изготовителей дают только слабое представление о специализированных технических новинках, которые можно разработать для определенных ниш рынка. Что вы скажете по поводу беспроводного ошейника для вашего любимца с контролем местоположения, проверкой здоровья и свистком «Лесси, иди домой»? Самые удивительные услуги пока еще неизвестны, но кажется несомненным, что возникнет изобилие служб и продуктов, организованных и предложенных для испытания абонентам. Это требует от биллинговых систем способности к поддержке намного более быстрого цикла работы по определению и выполнению услуги. В гонке за созданием привлекательных предложений операторы захотят объединиться с партнерами для предоставления информационного наполнения, действовать в качестве каналов распространения, улучшать обслуживание или субсидировать услуги. Соглашения между сторонами будут заключаться на основе рыночных условий и сравнительной силы каждого, поэтому нет сомнений, что и в этом будет существовать большое разнообразие. Способность систем биллинга и расчетов к отслеживанию этих взаимоотношений, хотя бы по принципу «транзакция за транзакцией», будет фундаментальной. Перспективой для отрасли коммуникаций сегодня является использование людьми своих портативных устройств для доступа во всемирную паутину (World Wide Web) и отношение к своим беспроводным устройствам, как к средству связи с информационным обществом независимо от места пребывания. Перспективным кажется и то, что формирующийся персональный коммуникатор расширит свои возможности и станет информационным и деловым терминалом и даже электронным бумажником. Вместе с тем, сетевые технологии, мощности и пропускные способности являются лишь предпосылками. Критическими являются услуги, которые осуществляются с их помощью, и деньги, заплаченные за них. Они, а не биты, байты и пакеты, оказываются, в конце концов, вещами, которые клиент действительно ищет и оплачивает. И в этих областях операторы сталкиваются с величайшими возможностями по созданию Прекрасного Нового Мира.

Новые возможности – новые риски

Как продемонстрировали недавние эксперименты с так называемыми 2.5G технологиями, например, протоколом беспроводных приложений (Wireless Application Protocol, WAP), высокоскоростной передачей данных с коммутацией цепей (High Speed Circuit Switched Data, HSCSD) и всеобщей радиосвязью с коммутацией пакетов (General Packet Switched Radio, GPRS), наличия только технологии для получения результата недостаточно. Получение услуг и поток денег тоже очень важны. Для достижения этого проблемы предоставления услуг, биллинга и платежей критичны и в то же время очень сложны. Переход от двунаправленных коммутируемых голосовых коммуникаций, маршрутизированных по коммутируемым цепям, к сочетанию двунаправленной – входящей и исходящей – передачи голоса и мультимедиа, информационных и деловых услуг, маршрутизируемых по комбинации коммутируемых и виртуальных цепей, является весьма непростым вопросом, когда речь заходит об определении услуги, ее предоставлении и биллинге. Применение коммутации пакетов и протокола IP, как средств передачи информации любого сорта, приводит к разделению между уровнем услуг и уровнем коммутации и маршрутизации. Это является хорошей новостью для разработчиков приложений, поскольку открывает рынок для их новшеств. Но в этой новой среде предоставление услуг должно быть гибким, допуская добавление новых услуг по мере их появления, со всеми возможностями, которые они предлагают. Биллинг также должен быть более гибким. Уже недостаточно сделать запись о продолжительности звонка, расстоянии и времени его совершения. Фактически, в мире обмена информацией, транзакций и виртуальных сетей многие из этих единиц измерения больше неприменимы. Вместо них могут оказаться важнее объемы или скорости передачи данных, качество обслуживания, уровни безопасности, транзакции, важность информации или времени задержки. Размер, цвет, материал, приоритет, вес ... – варианты неограничены. Поэтому отражающие их показатели являются критическими для биллинга услуг следующего поколения. Сбор этих данных еще более усложняется тем, что источники большого количества необходимой информации распределены среди множества различных частей сети, и эти части нередко принадлежат различным организациям. Сюда входят не только записи данных звонка (Call Data Records) от телефонных станций, но и всевозможная, относящаяся к протоколу IP, информация от коммутаторов, маршрутизаторов, серверов и т.д. и т.п. В сетях следующего поколения объем записей угрожает значительно увеличиться от одной или двух записей данных звонка на один звонок до множества, может быть, сотен. Интернет–протокол никогда не предназначался для поддержки услуг, за которые будет взиматься плата, и это делает предмет обсуждения еще сложнее. Поэтому неудивительно, что имеется много патентованных решений этого вопроса, но есть лишь несколько стандартов. То, что появляется в счете, зависит от многих новых факторов, но ответственность за оплату остается очевидной. До сих пор счет выставлялся исключительно конечному пользователю услуг. В мире услуг следующего поколения начисления могут быть оплачены розничным продавцом, рекламодателем, спонсором, поставщиком услуг приложений, поставщиком услуг интернета или конечным пользователем другого поставщика услуг. Доходы также могут направляться в различные места назначения. До этого времени получали платежи оператор сети или другой поставщик услуг. В сетях следующего поколения получателем платежей может быть поставщик информации, поставщик транзакции, розничный продавец, поставщик услуг безопасности, поставщик услуг приложения, поставщик услуг интернета, оператор сети или другой поставщик услуг. И сами системы платежей, вероятно, изменятся. С точки зрения конечного пользователя транзакции по мобильным телефонам должны будут осуществляться настолько просто, насколько это возможно, для того, чтобы доказать свою привлекательность. Это означает, что платежная часть процесса должна быть еще проще, маскируя скрытые за ней сложности. Для успешного осуществления этого требуется создать новые взаимоотношения. Необходимо будет гарантировать более высокие уровни безопасности и точности для того, чтобы убедить конечных пользователей доверить платежи своим мобильным телефонам.

Путь эволюции

Переход на 3G вызовет изменения во многих областях бизнеса. Будут развиты соответствующие сети и устройства, многие операторы будут расширять сети постепенно, как мы это видим в случае развертывания GPRS до W–CDMA. Мы уже слышим о 4G и даже 5G, но что это означает, зависит от того, кто это говорит. Основное изменение, которое вносится при этом в биллинговые системы, – биллинг услуг на основе повышенной пропускной способности. Взаимодействующие с сетью приложения должны для своего успеха учитывать эти изменения, и для выполнения задачи необходимо соответствующее гибкое средство калькуляции цен. Расчет начислений будет зависеть от множества новых параметров, предполагая высокую гибкость предоставления услуг, сбора данных и компонентов оценки. Цены часто придется рассчитывать немедленно для принятия решения об авторизации, и это означает работу модуля оценки в реальном масштабе времени, также как и механизма для осуществления аутентификации и авторизации. Урегулирование начислений в цепочке начисления стоимости требует или многостороннего биллингового компонента, или интеллектуального клирингового компонента, или комбинации обоих.Оператор может оказаться не единственной стороной, вовлеченной в эти проблемы. Значительная часть функций распределения дохода и определения услуг может быть выполнена контент–провайдерами, реселлерами или расчетными центрами. Однако независимо от того, кто будет отвечать за это, вероятно, потребуется расширение существующих систем. Сделано ли это разовой заменой (что проблематично после расходов на «Проблему 2000 года» и возникших из–за этого ограничений бюджетов), модернизацией до 3G–совместимой версии или добавлением компонентов на имеющиеся системы для расширения их возможностей – в любом случае, открытое решение на основе промежуточного программного обеспечения частично решит проблему. Действительно, в будущем мобильные услуги предоставят различные возможности. На фоне экономных расходов многие выбирают быстрые и рискованные решения, приводящие к издержкам не намного большим по сравнению с пропускной способностью данных. Это уже приводит к тупиковой ценовой модели для услуг GPRS. В более долгосрочном плане инвестиции в системы, способные должным образом управлять транзакциями и сложными бизнес–сценариями, принесут огромные дивиденды.

Назад | Содержание | Вперед

Hosted by uCoz