i-mode - прыжок в мобильный Интернет по-японски

Японский оператор мобильной связи DoCoMo заслужил за последний год высочайшие оценки в мире сотового бизнеса. Сегодня DoCoMo по праву гордится своими успехами:

Название DoCoMo появилось в апреле 1991 г. DoCoMo - это сокращение от Do Communications over the Mobile Networks. Исполнительный директор DoCoMo - Кейчи Тачикава (Keichi Tachikawa) - признанный харизматический лидер японского сотового рынка. После серьезных маркетинговых анализов им был выбран стратегический курс на многоообразные партнерские союзы. В числе первоочередных задач DoCoMo - выход на азиатские рынки, где она имеет важные преимущества в новейших технологиях и финансовых ресурсах. Стратеги DoCoMo уже ведут разведку на европейских и американских сотовых рынках. Цели DoCoMo прозрачны и откровенны: на основе своих новаторских бизнес-моделей перехватить у конкурентов огромные рыночные сегменты и как можно быстрее стать оператором транснациональных сотовых сетей. Инвестиционные возможности DoCoMo огромны. Например, в 1999 г. общий торговый оборот составил 36 млрд долл., а чистая прибыль достигла 5 млрд долл. Финансовая сила DoCoMo подкрепляется главным акционером - национальной телекоммуникационной компанией NTT, которая владеет 67% акций DoCoMo.

Особенности японского рынка

Япония все еще переживает длительный период экономического спада. Однако государственная политика поддержки высокотехнологичных отраслей проводится весьма активно и способствует развитию сотрудничества DoCoMo с ведущими японскими производителями электронной техники, такими как Sony, Seiko, Matshushita, NEC, Hitachi и др. Японский рынок беспроводных систем связи (сетевые узлы, сотовые телефоны, пейджеры) достиг в 1999 г. 18 млрд долл. и увеличивается ежегодно на 50%.

Японский рынок связи характеризуется в целом высоким уровнем развития, хотя и отстает от США по ряду показателей. В январе 2000 г. общее число абонентов сотовой связи в Японии составило около 55 млн человек, а число пользователей Интернета достигло 20 млн.

Темпы развития службы i-mode, реализующей постоянный мобильный доступ к Интернету, в течение второго полугодия 1999 г. составляли в среднем 3-4% в неделю. Служба i-mode начала действовать с марта 1999 г., а в марте 2000 г. общее число абонентов i-mode превысило 4,5 млн человек. Ожидается, что к концу 2000 г. услугами мобильного Интернета будет пользоваться более 10 млн человек. Таким образом, DoCoMo перепрыгнет за два-три года барьер потребительского спроса и сделает услуги доступа к Интернету массовыми и повсеместными.

Апрель 2000 г. явился важной исторической вехой в развитии национальной сети связи Японии. На отметке 56 млн абонентская база мобильной связи превзошла по числу пользователей общее число абонентов фиксированных линий связи. Таким образом, Япония войдет в первую тройку стран (Камбоджа, Финляндия, Япония), где сектор мобильной связи по числу абонентов стал лидирующим.

Успехи японского рынка мобильной связи многими экспертами объясняются государственными решениями по либерализации сотового рынка, принятыми в 1994 г. DoCoMo была образована как дочерняя компания NTT в 1992 г. и вскоре получила региональные лицензии во всех 24 регионах сотовой географии Японии. За прошедшие шесть лет достижения DoCoMo связаны не только с быстрым ростом абонентской базы (до 29 млн человек). Руководители DoCoMo одними из первых в мире осознали важность перехода от голосовой связи к передаче данных. Японские менеджеры сделали смелые рыночные ходы, не дожидаясь новых 3G-технологий. Они были убеждены в больших возможностях действующих цифровых сетей и выбросили на массовый рынок самые простые и общедоступные услуги мобильного доступа к Интернету. Японская восприимчивость к инновациям сыграла ключевую роль в массовой вспышке потребительского интереса к i-mode, а темпы роста абонентской базы превзошли все ожидания.

Новая модель мобильного рынка

Инженеры DoCoMo сделали ставку на технологию пакетной коммутации, реализуемой как надстройка над действующей сетью цифровой радиосвязи PDC. Каналы голосовой связи делятся на фиксированные временные интервалы, в каждом из которых организуется подканал пакетной передачи данных. Скорость передачи данных - 9,6 кбит/с. Абоненты постоянно подключены к базовой станции по какому-либо каналу пакетной передачи. Основные функции обработки абонентских вызовов (установление пакетных радиосоединений, прием и буферизация сообщений, электронная почта, связь с провайдерами Интернета) осуществляют центры i-mode сети DoCoMo. Для работы в режиме i-mode используются специальные сотовые телефоны F502i и D502i, отличающиеся малым весом и энергопотреблением. Используются жидкокристаллические дисплеи и адаптеры пакетной радиопередачи на скорости 9,6 кбит/с.

Бизнес-модель, разработанная для режима i-mode, существенно отличается от обычных тарифных и биллинговых схем сотовой телефонии. Во-первых, установлены низкие базовые тарифы передачи сообщений: передача 250 символов стоит 4 цента, прием - 2 цента. Во-вторых, режим i-mode работает с Веб-страницами в формате HTML (компактная или сокращенная версия), что значительно снижает объем трафика обмена за счет исключения обмена графической информацией. В-третьих, микробраузеры, работающие в телефонах DoCoMo, используют максимально простые меню и удобные цепочки интерактивных команд. Благодаря этому ко многим Веб-службам можно обратиться, нажав всего две-три кнопки.

DoCoMo применяет также новый способ биллинга для взаиморасчетов с контент-провайдерами. Служба i-mode работает для абонентов как общий Веб-портал, через который абоненты выходят на конкретные Веб-сайты. Каждый контент-провайдер лицензирует свой Веб-сайт в DoCoMo, что означает:

При этой биллинговой модели абоненты оплачивают услуги связи пропорционально объему пакетного трафика (примерно 0,5-1 долл. за 10 Мбайт), а также месячный регистрационный взнос за право доступа к конкретному сайту. Например, многие контент-провайдеры взимают 0,1-1 долл./месяц с каждого абонента за доступ к своему сайту. Комиссионные DoCoMo составляют обычно 9% абонентской платы за доступ к сайту.

Можно легко подсчитать, что в 2000 г. 5 млн абонентов i-mode, имеющих доступ в среднем к 10 сайтам при средней плате за доступ 0,5 долл./месяц, принесут DoCoMo годовой доход 300 млн долл. И к этой значительной сумме добавятся еще доходы от оплаты пакетного трафика на уровне 1-2 млрд долл. Такова внушительная экономика службы i-mode уже на втором году существования услуг мобильного доступа к Интернету.

Для абонентов типичная стоимость простых справочных обращений к Веб-сайтам (проверка банковского счета, поиск ближайшего ресторана, просмотр прогноза погоды) составляет 20-30 центов.

И это только начало...

Высшее руководство DoCoMo абсолютно уверено в том, что успехи режима i-mode - это только первые признаки наступающих радикальных перемен на рынке сотовой связи. По мнению многих экспертов, в течение трех лет каждый абонент сотовой связи станет пользователем i-mode. Самое важное состоит в том, что всеобщее распространение услуг i-mode создаст за это время общенациональную потребительскую платформу для перехода к системам 3-го поколения.

Уже сегодня многие японские абоненты, а особенно молодые люди и предприниматели, проводят полный рабочий день в контакте с новостями и сообщениями, поступающими на их сотовые телефоны. Возникает новая потребительская культура “быть постоянно в курсе всего интересного, что происходит в мире, и иметь возможность принимать на ходу полезные решения”. Япония на глазах у всего остального мира быстро становится страной, где живет и трудится “мобильный народ”. Принципиальное значение в этом процессе “сетевизации” социума имеет фактор критической массы мобильных пользователей Интернета.

Через четыре-пять лет Япония достигнет критической массы сотовых абонентов Интернета - 50 млн человек. Практически все трудоспособное население страны будет пользоваться услугами мобильного Интернета. Общественную и деловую активность страны будет формировать мобильный народ -- новая социальная структура, возникающая как сеть постоянно доступных для общения партнеров и людей с близкими интересами, в которой субъекты (люди, группы партнеров или компании) ведут активный обмен информацией и принимают мобильные решения, т. е. решения в контексте динамичной социальной среды и оперативной связи с Веб-источниками информации.

Теорию и практику мобильной информатики еще предстоит разработать, но ясно одно: столетняя история связи стационарных (неподвижных) абонентов уже сделала свое дело. Наступает новая эпоха мобильной связи и мобильного Интернета, в которой результаты многих бизнес-операций будут определяться умением людей принимать мобильные решения.

DoCoMo уже в этом году начинает внедрение режима i-mode в различных сетевых конфигурациях - локальных беспроводных сетях, корпоративных интранет-сетях, гибких автоматизированных производствах.

Япония, сделав смелый и успешный прыжок в новую эпоху мобильного Интернета, несомненно, вскоре удивит мир и другими оригинальными инновациями в области мобильной связи нового поколения.


[ НАЗАД ]   [ СОДЕРЖАНИЕ ]   [ ВПЕРЕД ]

Hosted by uCoz