Историческая справка

Появление радиопоиска можно отнести к 1921 году, когда принцип оповещения по радио был впервые использован полицией Детройта. Уже в 30-е годы подобные системы в США широко использовались правительством, полицией и вооруженными силами. Правда был он тогда отнюдь не персональным и служил для передачи голосовых сообщений через диспетчера. Персональный радиовызов, или пейджинг, стал первым действительно персональным средством радиосвязи в середине 50-х годов. В английском журнале "Wireless World", №11 1956-го года встречается упоминание об устройстве, разработанном компанией "MultiTone", выполняющем функции устройства персонального радиовызова и внешне абсолютно не похожем на современные пейджеры. Количество абонентов могло быть не более 57. Когда абонент получал тоновый сигнал, он должен был поднести устройство к уху и прослушать сообщение в речевой форме, которое передавал диспетчер. Пользователями первой сети в Англии стали врачи. Сети, существовавшие в то время, носили местный, локальный, характер и служили нуждам конкретных служб, их учреждающих. Самыми крупными из них были службы аэропортов. Некоторые подобные сети существуют по сей день . В 1963 г. системы пейджинга получили достаточно широкое распространение в городах Европы и США. Таким образом, история развития пейджинга насчитывает уже около сорока лет.

Первые пейджеры были простыми приемниками частотно-модулированного сигнала. Они содержали несколько настроенных контуров, отслеживающих характерную последовательность низкочастотных сигналов (тонов). При получении этих тонов устройство подавало звуковые сигналы. Поэтому такие пейджеры и называют тональными. Наибольшее распространение получили двух- и пятитональные пейджеры. В двухтональных пейджерах использовалось только два контура, что сильно ограничивало число адресов в системе: ширины полосы пропускания радиоканала хватало лишь для нескольких тысяч комбинаций частот. Следовательно, таким же было максимальное число пользователей СПРВ. Переход к пятитональным системам позволил увеличить число адресов (следовательно, и пользователей) до 100 тыс. Существенным недостатком описанных пейджеров был небольшой срок службы элементов питания (они порой разряжались в течение дня). Эту проблему пытались решить добавлением к пяти тонам шестого. Продление срока службы элементов питания достигалось за счет включения и выключения питания при воздействии определенного сигнала.

Тем не менее, переход к цифровым системам был неизбежен. Во-первых, с повышением популярности пейджинговой связи адресов опять стало не хватать. Во-вторых, тональное кодирование не обеспечивало пересылку избыточной информации для детектирования (или исправления) возникающих во время передачи искажений. И в-третьих, тональное кодирование не подходило для передачи сложных сообщений, скажем, буквенно-цифровых.

История пейджинга в России (тогда еще СССР) началась в конце 60-х. Системы персонального радиовызова широко использовались отдельными государственными структурами. В 1980 во время московской Олимпиады также широко использовался пейджинг. Тогда это были простейшие тоновые модели и предназначались они прежде всего для "скорой помощи" и службы безопасности олимпиады. С окончанием олимпиады пейджеры использовать перестали и на много лет этот вид связи был забыт. Активное развитие и выход на массовый рынок пейджинговой связи в России пришлось на начало 90х годов. Примерно в одно время появились первые известные компании-операторы, такие как "Вессо-Линк", "АстраПейдж", "Информ-Экском" и другие. (На конец 1996 года число пользователей систем персонального вызова в 46 регионах России достигло порядка 150 тысяч абонентов, что составило 0,1% населения страны).

Попав на благодатную почву быстрого развития всевозможных коммерческих предприятий, осознающих необходимость в персональных системах связи, пейджеры "пошли в народ". Приемлемая по тем временам для многих деловых людей стоимость обслуживания (месячная абонентская плата составляла $40-50, цена пейджера $200-400) по сравнению с первыми сотовыми телефонами (в Москве тогда начинала работу компания "МСС") и своеобразная "престижность" мобильных средств связи, обеспечила пейджинговым компаниям стабильный рост абонентской базы и, соответственно, доходов. Несмотря на минимум дополнительных услуг и небольшой выбор аппаратов, потребители продолжали очень активно пополнять ряды "людей с пейджерами", до тех пор, пока в середине 90х годов не проявились первые признаки конкуренции со стороны операторов сотовой связи - в 1994 году начала работу сеть "БиЛайн", чуть позже - МТС. Однако, в то время обеспеченные люди зачастую совмещали оба вида персональной связи - пейджеры и сотовые телефоны.

Мобильная связь была очень дорога, а пейджинговые услуги продолжали дешеветь, появилась сильная конкуренция со стороны новых пейджинговых компаний. Число пользователей систем персонального вызова в 46 регионах России на конец 1996 года достигло порядка 150 тысяч абонентов, что составило 0,1% населения страны.

В середине прошлого десятилетия ряд операторов учреждают ассоциацию "Единая пейджинговая система России" (ЕПСР). Минсвязи принимает (последняя редакция в 1998 году) Концепцию развития пейджинговой связи, в которой оговорен особый статус федеральный сетей. Основной вопрос был в объединении сетей пейджинговой связи в городах Москва, Новосибирск, Новокузнецк, Курск, Тольятти, Нижний Новгород, Уфа, Смоленск, Самара, Екатеринбург, Сочи, Пермь, Саратов, Рязань, Ростов и Краснодар с использованием частотного диапазона 159,025 и 159,050 МГц. В создании ЕПСР ключевую роль сыграла фирма "Телекомт". Также планировалось использование сети POCПAK, созданной совместно компанией "Ростелеком" и ИАС, но все так и осталось на бумаге.

Следует отметить, что после достаточно массового развития интернета в нашей стране операторы получили новые возможности по развитию роумингу, поскольку появилась дешевая и удобная среда передача данных, что было хорошо воспринято со стороны бизнес-абонентов.


Hosted by uCoz