Digital Betacam

    Первую, и притом очень серьезную проверку боем цифровая версия Betacam прошла на Зимних олимпийских играх в Норвегии в этом году. Специалистам предстоит тщательно проанализировать итоги этого массированного использования нового формата. Нет сомнений, что такой анализ окажется столь же тщательным, всесторонним и придирчивым, какому был подвергнут формат D-3 после Барселоны. Однако первые, пока зрительские, впечатления записи впечатляют.

    В форматах D-3 и D-5 фирма Panasonic, на наш взгляд, материализовала свою версию будущего телевидения как полностью цифровой системы, подкрепив этот подход полностью цифровой линейкой видеопроизводства "от света до света". Таким образом взгляд фирмы обращен в завтра...

    Фирма Sony явно избирает иной маршрут в будущее, когда функции движущей сипы возлагаются на уже накопленное. Фирму можно понять - она подарила миру аналоговый формат Betacam - самый популярный и самый распространенный. Это не констатация заслуг, безусловно больших, а напоминание о действующей и огромной инертной массе самого разнообразного оборудования формата Betacam (около 190000 единиц), за которую Sony еще много лет будет нести ответственность. Ни на одной другой фирме не лежит столь тяжкий груз. Новый формат был задуман и реализован как цифровое продолжение аналогового. Поэтому естественны такие требования к Digital Betacam, как его совместимость с Betacam SP. Аппараты нового формата позволяют воспроизводить записи, сделанные в любой из аналоговых версий формата Betacam. А это означает возможность сохранить без перезаписи все огромные архивы программ, сделанных в аналоговых форматах, и использовать их в цифровом производстве.

    В этом году ожидается представление полностью цифрового камкордера формата Digital Betacam, однако совместимость цифровых и аналоговых версий настолько велика, что цифровой видеомагнитофон может вполне работать в паре с аналоговой камерной головкой. Это, и многое другое, вытекающее из концепции совместимости, принятой Sony, позволяет вести внедрение цифровых технологии и компонентные студии поэтапно и безболезненно встраивать их в аналоговое окружение. Требование подобной совместимости, как правило, связано с компромиссами, чреватыми потерями. Sony, однако, не поступилась на этом скользком пути главным - качеством и при воспроизведении аналоговых записей и параметрами самого Digital Веtacam.

    Как и все компонентные форматы, Digital Betacam опирается на стандарт 4:2:2, а именно: частота дискретизации яркостного сигнала 13,5 МГц, цветоразностных - по 6,75 МГц. Однако число уровней квантования 10 бит соответствует последним рекомендациям. Как и во всех предшествующих форматах, используется 4 канала звукового сопровождения, частота дискретизации 48 КГц, 20 бит на отсчет - число уровней квантования звука. И в этом формате фирма Sony разместила звуковые секторы в середине наклонных дорожек, чтобы защитить звуковые данные от более многочисленных краевых дефектов. По минимальной волне записи 0,59 мкм формат Digital Betacam относится к лучшим, по ширине наклонных дорожек 26 мкм несколько уступает D-5. Каждое ТВ-поле записывается на 6 наклонных дорожках. И в этом формате используется азимутальная запись, позволяющая не тратить драгоценную поверхность ленты на защитные промежутки. Рабочие зазоры соседних головок повернуты на углы +15 и -15 град. Продольные дорожки выполняют те же функции, что и в предшествующих форматах, и имеют, в общем, те же размеры.

    Особенность формата - двукратное сжатие видеоинформации с использованием дискретного косинусного преобразования (Discrete Cosine Transform). Впрочем, коэффициент сжатия 2:1 не настолько велик, чтобы отразиться на прозрачности канала, но достаточен, чтобы гарантировать ряд серьезных преимуществ. Среди них возросшее время записи, сниженные эксплуатационные расходы, более мягкие требования по взаимозаменяемости. Записываемый цифровой поток составляет 125,58 Мбит/с.

    Плотная упаковка дорожек в цифровой видеозаписи отражается на требованиях к точности работы лентопротяжного механизма и системы автотрекига - это общие проблемы, к которым фирма Sony нашла свой подход. Он связан с использованием пилот-сигналов: низкочастотного, приблизительно с частотой 400 Гц и высокочастотного - 4 МГц. Эти пилот-сигналы, в частности, при монтаже в режиме вставки не стираются и образуют опорные точки для системы автотрекинга.

    Для защиты от ошибок, как и во всех выше рассмотренных случаях, используется код Рида-Соломона. Надежность защиты и используемой системы маскирования настолько высока, что допускает эффективную пространственную и временную интерполяцию даже при отказе одной из видеоголовок. В качестве канального, используется пока не опробованное в иных промышленных образцах скремблирование с парциально-кодированными отсчетами. О подобном кодировании мы упоминали в нашей статье по канальному кодированию.

    Пока видеомагнитофон формата Digital Betacam известен в виде студийного аппарата, но вскоре ожидается появление цифрового камкордера. В сочетании с иным цифровым оборудованием фирмы Sony на рынок фактически предлагается совершенная и почти законченная система цифрового видеопроизводства. К этому надо добавить, что в цифровой версии по размерам, массе и даже стоимости фирма не вышла за пределы аналоговых модификаций, а в чем-то и превзошла. Все это говорит о вполне серьезных намерениях занять прочные позиции на рынке цифровых технологий, сохранив завоеванное в аналоговых.

 Назад | Содержание | Вперед