3 Пользовательский интерфейс мобильной станции

С точки зрения пользователя, MS является средством предоставления некоторых услуг. Эти услуги предоставляются через обращения к сетевым службам (services), в терминах которых и описывается взаимодействие пользователя с сетью. Рассмотрим базовые службы, ориентированные на передачу информации непосредственно от человека (пользователя) или к нему (это службы голосовой связи и коротких сообщений), относящиеся к ним дополнительные службы и процедуры взаимодействия с собственно мобильной станцией, использующиеся для установления соединения с сетью и поддержки сетевых служб. Описание интерфейса пользователя и станции ведется в терминах логических процедур, на самом низком уровне представляющих из себя последовательность примитивов ввода (каждый такой примитив может соответствовать, например, нажатию одной кнопки) и вывода (индикации данных пользователю). Не все процедуры детально описаны в стандарте GSM.

Примитивы ввода

Спецификацией GSM предусмотрен следующий набор элементарных процедур ввода:

    · 1
    · 2 то же, что и ABC
    · 3 то же, что и DEF
    · 4 то же, что и GHI
    · 5 то же, что и JKL
    · 6 то же, что и MNO
    · 7 то же, что и PQRS
    · 8 то же, что и TUV
    · 9 то же, что и WXYZ
    · 0
    · +
    · *
    · # то же, что и SELECT
    · ACCEPT
    · SEND
    · END
    · + для ввода номера в международном формате (+ Код Страны Номер)
    · Процедура выбора страны/PLMN
    · Процедура ввода дополнительных данных о вызове (голос/факс/данные, синхронный/асинхронный режим передачи и т.д.).

Примитивы вывода

Примитивами вывода являются индикаторы (т.е. функции индикации пользователю определенных данных), реализация которых оставлена на усмотрение производителя мобильной станции.

Спецификацией предусмотрен следующий набор индикаторов:

    · Индикатор номера вызываемого абонента.
    · Индикатор коротких сообщений.
    · Индикатор стоимости. Используется для отображения стоимости текущего соединения, максимально допустимой суммарной стоимости соединений, и текущей суммарной стоимости.
    · Индикатор страны/PLMN.. Используется для информирования о текущей PLMN (после регистрации) и доступных странах/PLMN при выборе PLMN для регистрации (если установлен режим ручного выбора).
    · Индикатор наличия обслуживания, т.е. радиосвязи и регистрации (service indicator).
    · Индикатор поставщика услуг (service provider).
    · Индикатор состояния вызова.

Процедуры взаимодействия с SIM-картой

В документах GSM описаны следующие процедуры:

    · Смена пароля (PIN). Пароль содержит от четырех до восьми десятичных цифр.
    · Смена второго пароля, если он поддерживается (PIN2). Область действия второго пароля содержит ряд необязательных для реализации процедур и не пересекается с областью действия основного пароля.
      · Разблокирование заблокированного пароля (PIN или PIN2). Пароль блокируется, если последние три раза он был введен неправильно.
    Разблокирование производится с помощью ключа разблокировки (свой для каждого пароля). Каждый ключ разблокировки содержит 8 десятичных цифр. Если ключ был неправильно введен десять раз подряд, он блокируется. Заблокированный ключ не может быть разблокирован.
    · Запись номера абонента (или маски номеров) в телефонную книжку под определенным номером и их воспроизведение.
    · Установка максимальной стоимости звонков - по достижении суммарной стоимости совершенных звонков данного числа, дальнейшие вызовы со стороны пользователя (кроме чрезвычайных), а также звонки к нему за его счет не допускаются. Производится с использованием PIN2.
    · Увеличение текущей суммарной стоимости звонков. Производится с использованием PIN2.
    · Организация режима фиксированных номеров.
    · Индикация статуса SIM-карты (два байта, возможно - с расшифровкой) для диагностики.

Процедуры взаимодействия с аппаратурой мобильной станции

Стандартом определена одна процедура этой группы - индикация идентификатора оборудования мобильной станции (IMEI) - 14 цифр IMEI, контрольная цифра и, возможно, номер версии программного обеспечения. IMEI используется операторами PLMN для запрещения доступа к сети несовместимого оборудования, а также для запрещения или ограничения доступа или отслеживания действий конкретной станции, не зависимо от идентификатора ее текущего пользователя. Производитель аппаратуры может добавлять в группу свои процедуры. Процедура установления доступа к мобильной станции (MS access) Данная процедура содержит действия пользователя по начальной инициализации мобильной станции, включая вставку SIM-карты, ввод пароля (PIN) и т.д.. Процедура описана графом переходов между состояниями, реализация которого не фиксирована (при этом производители станций могут зафиксировать некоторый маршрут в графе, добавить новые состояния и т.д.).

Регистрация пользователя в сети

Для получения доступа к сетевым службам после установления радиосвязи с какой-либо PLMN (VPLMN), пользователь должен быть зарегистрирован в одной из PLMN. После регистрации пользователь получает все множество услуг, предоставляемых ему данной PLMN (если это PLMN той же страны, что и VPLMN), или его подмножество, определенное соглашением между зарегистрировавшей его PLMN и VPLMN. Пользователь может запустить процедуру регистрации в любой момент времени. Если попытка зарегистрироваться на какой-либо PLMN оканчивается безуспешно из-за того, что идентификатор пользователя (IMSI) некорректен или неизвестен, то станция не будет производить новые попытки регистрации до следующего включения питания или вставки SIM. Если станция включена, но не зарегистрирована, и не происходит процедура регистрации, то станция должна выдавать пользователю сообщение "Нет обслуживания" ("No service").

Выбор PLMN для регистрации может проходить в автоматическом или ручном режиме по выбору пользователя.

В автоматическом режиме станция перебирает доступные разрешенные PLMN в следующем порядке:
    HPLMN
    PLMN из списка "PLMN Selector", хранящегося в SIM, в указанном там же порядке.
    Прочие PLMN, в случайном порядке.

PLMN называется разрешенной, если она не содержится в списке "Запрещенных PLMN", хранящемся в SIM. PLMN попадает в этот список, если в ответ на запрос регистрации на ней станция получает сообщение "PLMN запрещена", и удаляется из него после успешной регистрации в ручном режиме.

Если станция зарегистрировалась в автоматическом режиме на PLMN своей страны, отличной от HPLMN, то она делает попытки зарегистрироваться на HPLMN с периодом, хранящимся в SIM (его устанавливает service provider ). Этот период может составлять от 6 минут до 8 часов и кратен 6 минутам. Специальное значение периода указывает, что такие попытки не должны производиться. В ручном режиме станция предлагает пользователю PLMN для регистрации в том же порядке, но запрещенные PLMN не исключаются из общего списка. Если регистрация на выбранной PLMN прошла безуспешно, но не из-за запрещенности PLMN или некорректности идентификатора пользователя, то при изменении Location Area станция должна вновь попытаться зарегистрироваться на выбранной PLMN.

Классы доступа

Все мобильные станции случайным образом разделены на десять равноправных классов доступа, с номерами от 0 то 9. В случае перегрузки сети или других чрезвычайных ситуаций станциям одного или нескольких классов может быть запрещен доступ в сеть, в том числе и для чрезвычайных звонков. Кроме того, станция может быть членом одного или нескольких из пяти специальных классов доступа, с номерами от 11 до 15:

    Класс 15 - Руководство PLMN;
    Класс 14 - Аварийные службы;
    Класс 13 - Общественные службы;
    Класс 12 - Служба безопасности;
    Класс 11 - Для использования PLMN.

Мобильной станции разрешен доступ к сети, если станция принадлежит хотя бы к одному из классов, применимому в данной PLMN, доступ членам которого к сети разрешен. Применимость классов определяется следующим образом:

    Классы 0 - 9 применимы ко всем PLMN.
    Классы 11 и 15 применимы только к HPLMN.
    Классы 12 - 14 применимы ко всем PLMN своей страны.

Кроме того, существует еще один специальный класс доступа - класс 10, принадлежность к которому дает возможность осуществлять чрезвычайные звонки, если станция не принадлежит к одному из разрешенных классов или не имеет идентификатора пользователя (IMSI). Принадлежность к одному из специальных классов доступа также означает предоставление такого права. Информация о принадлежности станции тем или иным классам хранится в SIM-карте.

Организация вызова

Для осуществления вызова (с целью установления голосовой связи с другим абонентом сети, голосовой службой и т. д.) пользователь должен ввести вызываемый номер (для чрезвычайных звонков принят номер 112, в отдельных PLMN могут существовать дополнительные номера для этой цели) и выполнить процедуру SEND. В процессе установления соединения, до получения какого-либо ответа, вместо тишины сеть может транслировать "Поддерживающие звуки" - музыку и т.д., чтобы уведомить пользователя, что процесс установления соединения продолжает идти.

Режим фиксированных номеров

В данном режиме мобильная станция (если она его поддерживает) позволяет звонить только по тем номерам, которые хранятся в списке фиксированных номеров в SIM-карте (в списке могут присутствовать маски номеров). Вход и выход из режима, а также редактирование списка производится только при вводе PIN2. В нормальном режиме работы станции список может использоваться как телефонная книжка (без права записи).

Служба коротких сообщений

Задача данной службы состоит в передаче коротких сообщений пользователю (обязательно для реализации) и от него другим пользователям (может быть не реализовано). Короткое сообщение представляет из себя строку (в общем случае - алфавитно-цифровую) и должно принадлежать к одному из двух классов - личных или широковещательных сообщений. Для каждого посылаемого через сеть сообщения отправитель указывает, в какой момент времени попытки переслать сообщение адресату должны быть прекращены (если последний его не получил), по умолчанию это 24 часа.

Личное сообщение может содержать до 160 символов и считается переданными после получения его мобильной станцией (независимо от того, прочитано оно или нет).

Широковещательное сообщение может содержать до 93 символов и может быть послано только поставщиком услуг (service provider). Станция должна извещать пользователя о получении сообщения, а также о невозможности его получения из-за переполнения списка уже хранящихся в ней непрочитанных сообщений. Пользователь может отключить прием широковещательных сообщений, если они его не интересуют.

Взаимодействие с дополнительными службами

Ниже перечислены пять видов запросов, с которыми пользователь может к ним обращаться, в скобках после названия запроса указан его формат: Регистрация (* КодСлужбы Данные # или ** КодСлужбы Данные #): ввод необходимой информации для разрешения подмножества операций службы. Для некоторых служб регистрация может вызвать активацию, в то время как для других регистрация может производиться в активной фазе.

    Очистка (## КодСлужбы Данные #): удаление информации, хранимой службой в результате регистрации.
Вопрос (* #КодСлужбы Данные #): может быть следующих типов:

Проверка состояния - в ответ на такой вопрос сеть сообщает, в каком из состояний (не поддерживается, не активна, активна и бездействует, активна и действует) находится служба.

Проверка данных - сеть сравнивает вводимые пользователем данные с хранящимися в ней и выдает результат (равно/не равно).

Запрос данных - сеть принимает вводимые пользователем данные и посылает ему подтверждение. В ответ на запрос пользователь может получить состояние службы (например - "не активна").

Активация (* КодСлужбы Данные #): разрешение запускать процессы, обеспечивающие предоставление услуг, как и когда того требует концепция данной службы.

Деактивация (# КодСлужбы Данные #): выход из активного состояния.

Где КодСлужбы состоит из двух или трех цифр, Данные - это пустая строка или * Параметр1 * Параметр2 * Параметр3, при этом любая из строк Параметр1, Параметр2, Параметр3 может быть пустой.

Аббревиатуры:

  • CLIP Определение вызывающего номера.
  • CLIR Ограничение на вызывающие номера.
  • CoLP Определение подключенного номера.
  • CoLR Ограничение на подключенные номера.
  • CFU Безусловная переадресация.
  • CFB Переадресация при занятости.
  • CFNRy Переадресация при отсутствии ответа.
  • CFNRc Переадресация при недосягаемости.
  • CW Служба ожидающих звонков.
  • HOLD Служба прерванных звонков.
  • MPTY Служба конференций.
  • CUG Служба закрытых групп пользователей.
  • AoCI Информация о текущим состоянии счета.
  • AoCC Оплата.
  • BAOC Запрещение всех исходящих звонков.
  • BOIC Запрещение исходящих международных звонков.
  • BOIC-exHC Запрещение исходящих международных звонков кроме звонков в свою страну.
  • BAIC Запрещение всех входящих звонков.
  • BIC-Roam Запрещение всех входящих звонков при нахождении за пределами своей страны

    Отдельно описывается запрос на смену пароля для службы (пароль представляет из себя последовательность из четырех цифр):

      * 03 * КодСлужбы * СтарыйПароль * НовыйПароль * НовыйПароль #
    или
      * 03 * КодСлужбы * СтарыйПароль * НовыйПароль * НовыйПароль #

    КодСлужбы может быть опущен, в таком случае процедура применяется к общему для всех служб паролю.

    Использование дополнительных служб во время звонка

    Существуют три службы - служба ожидающих звонков, служба прерванных звонков и служба конференций, для доступа к которым (если они активны) введены следующие процедуры:

  • 0 SEND Завершить все прерванные звонки или установить сигнал "Занято" для всех ждущих звонков.
  • 1 SEND Завершить все активные звонки (если они есть) и принять другой (прерванный или ждущий звонок).
  • 1 N SEND Завершить звонок N.
  • 2 SEND Прервать все активные звонки, если они есть, и принять другой (прерванный или ждущий звонок).
  • 2 N SEND Прервать все активные звонки кроме звонка N.
  • 3 SEND Добавить прерванный звонок к активным.
  • Номер SEND Прервать все активные (если они есть) звонки и осуществить вызов по Номеру.
  • END Завершить все звонки (кроме, возможно, ждущих).

    Примечание: если одновременно имеются и прерванные и ждущие звонки, производится действие над ждущими.


    <<=<<НАЗАД<<=<< --- >>НАЧАЛО<< --- >>=>>ВПЕРЁД>>=>>

    Hosted by uCoz