Введение

В настояшее время эфирное ТВ-вещание является массовым средством доставки ТВ-програм к телезрителям, в особенности в сельской местности и поселках загородного типа. Сегодня уже никто не сомневается, что будущее за цифровым телевидением. Телевизионные системы высокой четкости HDTV (High Definition TV) позволят получить разрешающую способность, значительно превосходящую по этому показателю прежние системы ТВ. Активные разработки данного направления ведутся в настоящее время и в Японии, и в США, и в Европе. Относительную стадию развития данного направления в настоящее время можно оценить в 60 баллов ( предполагается, что на стадии реализаци степень развития технологии составляет 100 баллов). Результаты анализа международной ситуации в даной области в настоящее время показывает, что, если уровень разработок японских ученых составляет 100 баллов, в США он составит 60, в Европе 70 баллов. На пути развития данного направления, кроме препятствий чисто технического плана. существуют социальные и экономические ограничения. Это проблемы распределения частот. в случае беспроводной связи, введения системы оплаты, в случае передачи по проводам (эти проблемы связаны с общественной системой): проблемы технической стандартизации, проводимый политический курс, необходимость создания сетей связи, охватывающих большие районы (социальная инфраструктура), предвзятое отношение некоторой части населения к телевидению высокой четкости как к части искусственной системы моделирования реальности (общественное сознание) и т.д. К экономическим ограничениям можно отнести проблему окупаемости затрат на установку оборудования и проведения коммуникаций, проблему снижения издержек. Необходимым условием широкого распространения телевизионных систем высокой четкости является дальнейшее усовершенствование функций используемого в них программного обеспечения.

Толчком к развитию ТВЧ (здесь и далее HDTV и ТВЧ являются синонимами как английская и русская аббревиатура телевидения высокой четкости) послужили широкоэкранные фильмы. Было замечено, что люди, сидящие в первых рядах кинотеатров, испытывают чувство "присутсвия" в фильме, не достижимое при просмотре фильмов по телевизору. Естественно, что экран, охватывающий большую часть поля зрения, дает человеку возможность "быть там", в фильме. Также не дает покоя мысль о том, что существующая телевизионная картинка выглядит неестественно, особенно на большом экране : начинают отчетливо проявляться 575 видимых строк горизонтальной развертки, формирущие изображение в стандарте PAL (большинство стран Западной Европы) или SECAM ( Россия и Франция). Поэтому основным принципом HDTV стало не только увеличение разрешения ( числа пикселей на единицу площади), но и увеличение отношения места, занимаемого видеоизображением ко всему полю зрения человека.

Страсти высокой четкости.

ТВЧ японцы придумали аж в 1964 году, когда вещательная компания NHK решила, что пора прокладывать путь для телевидения следующего поколения. В основе столь смелого решения лежали неприязнь ко всему иностранному (стандарт телевидения в Стране восходящего солнца – NTSC, то есть американский) и эксцентричная задача добиться "мирового превосходства в телевидении". После неудачной попытки самим изобрести телевидение и разработать толковый способ организации вещания в цвете стремление стать зачинателями следующего этапа в развитии телевещания казалось японцам вполне естественным. Начались исследования, технология развивалась, и в начале 80-х кинопродюсерам была предложена HDTV-система, разработанная SONY и NHK. Это должно было ознаменовать начало новой телевизионной эры. Однако европейские компании приняли его в штыки, заявив, что японское предложение о чачстоте полукадров – шестьдесят в секунду – несовместимо с существующими системами PAL и SECAM, основанным на развертке с частотой пятьдесят полукадров в секунду.

Вместо японского стандарта европейцы предложили свою систему HD-MAC, основанную на стандарте для спутникового телевидения (МАС). Система оказалась мертворожденной, поскольку ее “убило” цифровое телевидение. Однако эта свара погубила надежды на единый мировой стандарт для ТВЧ и дала Европе возможность заниматься своим любимым делом — раздражать американцев.

Янки недовольны европейцами по многим причинам — хотя бы потому, что равиоли вкуснее гамбургера, — но желание Старого Света идти к ТВЧ своим путем привело их в бешенство. Американская федеральная комиссия по связи (FCC) утвердила стандарт, согласно которому картинка ТВЧ формируется из 1080 горизонтальных строк при развертке шестьдесят полукадров в секунду и формате 16:9. Европейцы же предлагали формировать изображение из 1225 строк, что намного лучше того, о чем американцы или японцы могли только мечтать. Наверное, это и задело последних за живое.

Но мало отснять ТВЧ-программу — нужно еще передать ее потребителю. Одно из условий, поставленных американской FCC, состояло в том, чтобы обладатели обычных телевизоров могли смотреть программы ТВЧ. Для выполнения этого требования ТВЧ-сигнал нужно втиснуть в полосу частот шириной 6 мГц (стандартная полоса для одного телеканала в Америке, в Европе – 8мГц ). А это на первых порах оказалось очень сложно, поскольку ТВЧ-сигнал содержит больше информации, чем обычный телевизионный. Настолько больше, что решение так и не было найдено вплоть до появления сжатия видеоданных, разработанного в Европе и потому ставшего очередным источником раздражения для американцев. К слову сказать, он с успехом используется для записи видеосигнала на DVD, причем коэффициент сжатия доходит до 50:1. Чудо компрессии позволяет не только передавать в эфирр превосходное изображение. Благодаря запасу полосы пропускания, появляется возможность передавать цифровое аудио, то есть настоящий окутывающий звук, что принципиально меняет характер домашних развлечений. Появление цифровых телевизионных аудиопрограмм приведет к тому, что роль радио в нашей жизни тоже принципиально изменится. Наконец, цифровое вещание позволит работать с вебоми открывает удивительные возможности в области видеоконференц-связи и работы через Интернет.

Как и в 1954 году при переходе на цветное телевещание столкнулись с проблемой быть ли новому стандарту совместимым с существующими стандартами , вытеснять их или же существовать независимо, но совместно с ними (с постепенным и естественным их вытеснением). В 1957 Америка выбрала совместимость, а в Великобритании - независимость. С ТВЧ все пошли по пути Великобритании.

Пожалуй, важнейшим компонентом HDTV служит совсем крошечная деталь… скромный пиксел. В аналоговом телевидении элементы изображения, из которыхсостоит красная, зеленая и синяя компоненты, представляют собой вертикальные прямоугольники. В HDTV они квадратные, как на компьютерных мониторах, и более, чем в четверо меньше пикселов аналогового ТВ, так что можно разглядеть каждую пору на коже кинозвезды.

В настоящее время существует 18 разных стандартов цифрового телевидениия. Пять из них определяются как HDTV : 1125-, 1080-, 1035-строчные с чередованием строк(i) и 720- и 1080-строчные с последовательными строками(p). Однако бытовой телевизор HDTV обязан отображать один из сигналов 720p или 1080i в формате 16:9. Практически все разрабатываемые сегодня телевизоры HDTV воспроизводят оба формата, а телевещательные компании будут транслировать свои передачи в одном из них. У каждого из этих форматов много своих особенностей , и их не следует сравнивать, так как по существу это разные системы. У 1080i более высокое горизонтальное разрешение , зато у 720p нет полукадровых искажений. Эти искажения могут сказываться как на качестве воспроизведения объектов на экране, так и на качестве шифрования сигнала.

Назад
Содержание
Вперед
Hosted by uCoz